Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ФРАНЦИЯ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Франции послевоенного периода (1914—1939 гг.): показать особенности французского фашизма в сравнении с итальянским и германским.
Развивающая: дать оценку фашизму как идеологии; прививать навыки критического анализа мировой политики.
Воспитательная: на примере антифашистского движения в Европе показать стремление всего прогрессивного человечества противостоять любым формам агрессии и насилия.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты “Франция в первой половине ХХ в.”, “Европа в первой половине ХХ в.”, таблица “Программа Народного фронта”, карта-схема, посвященная теме, иллюстрации и др., картина “Демонстрация единого Парижского фронта. 1935 год”, диаграмма “Развитие производства в Германии, США, Великобритании и Франции в 1922—1938 гг.”.
Интерактивные методы обучения: вопрос-ответ, работа с текстом, таблицами, групповая работа.
Учитывая объем занятия без проверки домашнего задания, для связывания пройденного материала с новым необходимо поставить несколько вопросов. Это экономит время и повышает активность учащихся.
План изучения темы:
1. Франция после Первой мировой войны.
2. Недовольство населения политикой Р. Пуанкаре.
3. Особенности экономического кризиса во Франции.
4. Французский фашизм, его особенности.
5. Создание Народного фронта.
Основные понятия: главные буржуазные партии, Национальный блок, Левый блок, Национальное единение, Французская действенная лига, “Военные кресты”, Народный фронт, дирижистское направление.
Основные события:
• Левый блок находился у власти — 1924—1926 гг.
• Создана Лига “Патриотическая молодежь” — 1924 г.
• Создана Лига “Военные кресты” — 1927 г.
• Создан Народный фронт — 1934 г.
• Партия Народного фронта на парламентских выборах одержала победу — 1936 г.
Преподаватель в своем вступительном слове рассказывает о влиянии последствий мировой войны на социально-экономическое развитие Франции. Война принесла ее народу большие беды: огромное количество погибших и раненых; некогда развитые производственные отношения в северо-восточных департаментах были разрушены; более 5 млн. человек лишились работы.
Военные расходы Франции достигли 62 млн. франков. Вырос ее внешний долг.
1. Перед тем как объяснить этот материал, для установления связи с предыдущим занятием преподаватель задает учащимся следующие вопросы:
1. Какие политические партии существовали во Франции перед Первой мировой войной?
2. Какие партии во Франции придерживались реформаторского направления?
3. Были ли во Франции политические партии, придерживавшиеся революционного направления?
4. Какое направление вы предложили бы для развития французского общества (из указанных)?
5. Сколько раз во Франции устанавливалась форма республиканского правления до Первой мировой войны?
6. Какая по счету республика установлена в современной Франции?
Преподаватель слушает ответы учащихся и дополняет их. Политические особенности внутренней жизни послевоенной Франции объясняются в рамках учебного материала. В 1919 г. на основе правых буржуазных партий (радикалы, республиканцы и т. д.) был сформирован Национальный блок, добившийся победы на выборах. Следует обратить внимание учащихся на обещания, данные правительством, возглавляемым А. Мильераном: проведение социальных реформ; создание новых рабочих мест и разделение производственной продукции.
Однако обещания не выполнялись. Это вызвало недовольство простого народа, который был против политических посягательств, милитаризации и дороговизны. Во главе рабочего движения стояла Социалистическая партия. Преподаватель напоминает о создании в 1905 г. Социалистической партии и о том, что написано в ее программном документе: “Это не реформистская партия, а революционная партия, занимающаяся классовой борьбой”. Социалистическая партия находилась в состоянии внутренних противоречий и на национальном съезде 1920 г. разделилась на две части. Больше половины сторонников Коммунистического интернационала сформировали Французскую коммунистическую партию, остальные делегаты остались в рядах Социалистической партии.
Затем преподаватель рассказывает о последующей деятельности Национального блока. В связи с ухудшением финансового положения Франции с целью “выбивания” репараций из Германии в 1923 г. франко-бельгийские войска были направлены в Германию в район Рура, что вызвало германо-французский политический кризис. В результате Национальный блок распался.
Преподаватель говорит об успехах Левого блока на парламентских выборах и записывает на доске следующие показатели (дополнительный материал):
Левый блок — 328 мандатов;
Национальный блок — 199 мандатов;
правые — 79 мандатов;
коммунисты — 78 мандатов.
В Левый блок вошли партии радикалов и социалистов. Руководитель Радикальной партии Эдуард Эррио сформировал правительство. В отличие от правого блока оно выполнило некоторые из своих обещаний, данных до выборов. Например, были сделаны внутренние послабления, признан СССР (октябрь 1924 г.). Находясь у власти до 1926 г., правительство пыталось осуществить прогрессивную программу реформирования, однако она не была реализована. Преподаватель раскрывает причины неудач реформы и провала на выборах 1926 г., делает заключение о том, что к власти вернулись правые силы, вновь вошедшие в состав Национального единения.
2. Мировой экономический кризис 1929 г. проявился во Франции осенью 1930 г., немного позже, чем в других странах Европы, и длился до 1935 г. Преподаватель напоминает учащимся о том, что Франция как государство, победившее в войне, увеличила свои колониальные владения за счет угля и железа Эльзас-Лотарингии и Саарской области и получения репараций от Германии. В 1928—1931 гг. золотой фонд Французского банка вырос вдвое. Можно дать определение понятия “банк”. Французский банк — это частное акционерное общество, выполняющее государственные банковские функции. В сейфах банка содержался весь золотой фонд страны. Он имел большие права. Банк объединял 31 тыс. акционеров, однако все важные вопросы решали представители 200 семей.
При раскрытии особенностей экономического застоя во Франции учащимся задается вопрос: какие традиционные производственные отрасли Франции вы знаете? Преподаватель выслушивает ответы учащихся и говорит о последствиях, которые переживали названные отрасли (ткацкое производство, производство дорогостоящих изделий и т. д.). Учащиеся выполняют очередное задание по учебнику: “Действия правительства по сохранению бюджета”.
Учитель объясняет смысл слова “дирижисты”, систему мер регуляции экономики через директивное планирование.
Пути выхода Франции из кризиса обсуждаются с учащимися и записываются на доске: либеральная реформа (как в США); методами фашистского государства создать сильное государство (как в Германии).
3. Преподаватель объясняет значение терминов, дает определение правого радикализма во Франции и записывает на доске таблицу (табл. 8).
Таблица 8
Название лиги |
Требования |
1. “Французские действия” 2. “Патриотическая молодежь” 3. “Военные кресты” |
Установление фашистской диктатуры Упразднение “Золотого парламента” Упразднение капитализма Упразднение продажной демократии, прогнившего парламентаризма Установление фашистской диктатуры |
Необходимо разъяснить смысл названия партии “Военные кресты”, созданной в 1927 г. Она опиралась на предпринимателей, владельцев газет и правых членов парламента, имела свою артиллерию и авиацию. Количество ее членов в 1934 г. достигло 150 тыс. человек. В фашистских организациях количество членов было около 2 млн., а военные отряды включали 7—8 тыс. человек.
Особенности французского фашизма разъясняются, опираясь на знания учащихся. Для этого необходимо сравнить Италию и Германию по следующим признакам:
— время буржуазных революций;
— государственное устройство;
— революционные традиции;
— время зарождения фашизма;
— влияние экономического кризиса.
В заключение учитель напоминает о раздробленности фашистских организаций.
4. Главный аспект в содержании темы — Народный фронт. Его рассмотрение можно спланировать по-разному. Для того чтобы эта часть занятия была интересной, необходимо привлечь различные материалы, художественную литературу, чтобы воссоздать обстановку того времени для понимания ее учащимися. Во время своего рассказа преподаватель просит учащихся подготовить ответы на вопросы:
1. Почему французский фашизм был слабым без германского?
2. Каков социальный состав Народного фронта, его политический уровень и партии, входившие в него?
3. Какое историческое значение имел Народный фронт?
Учитель напоминает, что Народный фронт образовался 12 февраля 1934 г. Причиной его организации стала всеобщая стачка. Раскрывается состав участников забастовки и приводятся факты повторной концентрации классовых и политических сил во Франции. Преподаватель может использовать дополнительный материал.
Учитель обращает внимание на изменение тактических приемов, в результате чего 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий ФКП и социалистических движений. Затем знакомит учащихся с обязательствами объединенных партий и ставит вопрос: почему руководители социалистических партий были вынуждены подписать пакт о единстве своих действий, хотя до этого отклоняли предложение коммунистов 26 раз?
Стремление народа к единству укрепило его ряды, превратив в мощную силу. Требования народных масс вынудили руководителей социалистических партий действовать совместно.
В 1936 г. объявляется программа Народного фронта. Преподаватель кратко знакомит учащихся с ее содержанием и задает следующие вопросы:
1. Что такое Народный фронт? Определите его социальную и политическую базу.
2. Интересы каких социальных групп народа выражала программа Народного фронта?
В 1936 г. на парламентских выборах Народный фронт добился больших успехов. Учащимся дается задание прочитать в хрестоматии законы о народных фронтах. Итоги выборов записываются на доске и сравниваются:
Социалистическая партия — 149 депутатских мандатов;
Партия радикалов — 109 мандатов;
Коммунистическая партия — 72 мандата.
В соответствии с республиканской традицией было поручено сформировать правительство самому крупному парламентскому деятелю — социалисту Леону Блюму. Проведенные правительством Народного фронта мероприятия объясняются в объеме материала учебника, или учащиеся выполняют это задание самостоятельно, отвечая на вопрос: каковы основные мероприятия правительства Народного фронта?
Преподаватель через вопросно-ответную систему раскрывает историческое значение Народного фронта Франции.
Народный фронт был средством борьбы против фашизма и стал препятствием для захвата власти фашистами, так как способствовал выходу страны из экономического кризиса. Преподаватель делает заключение по теме. Практика концентрации демократических сил французского Народного фронта в годы войны, во времена немецкой оккупации, в послевоенные годы и на современном этапе не утратила своего значения.
Во время объяснения четырех вопросов темы обсуждаются ответы, подготовленные учащимися.
Проверка домашнего задания:
1. Сравнить экономическое и политическое развитие Великобритании и Франции: назвать особенности и общие черты.
2. Сравнить экономическое положение Великобритании и Франции в годы мирового кризиса: общие черты и различия.
3. Охарактеризовать политику правящих кругов Великобритании в отношении к национально-освободительным движениям в колониях.
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы 3, 4, 6 в конце темы.
Рекомендуем проверку домашнего задания провести с помощью тестов.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Глава первого лейбористского правительства Великобритании:
А) Р. Макдональд;
Б) Д. Ллойд Джордж;
В) У. Черчилль.
2. Великобритания признала независимость Ирландии:
А) в 1919 г.;
Б) в 1920 г.;
В) в 1991 г.
3. Территории, перешедшие к Франции от Германии после ее поражения:
A) Эльзас и Лотарингия;
Б) Рурская область;
B) Саарская область.
4. Народный фронт во Франции был создан в:
А) 1932 г.;
Б) 1934 г.;
В) 1936 г.
5. В 1918 г. Англия приняла:
А) Закон о выборах;
Б) Закон об охране правопорядка;
В) Закон о трудовых отношениях.
6. В 1920 г. президентом Франции был избран:
А) Р. Пуанкаре;
Б) Ф. Миттеран;
В) Э. Эррио.
7. 6 февраля 1934 г. французские фашисты:
A) организовали фашистский переворот;
Б) провели свой съезд;
B) попытались подчинить себе парламент.
8. Согласно соглашению правительства Л. Джорджа в 1921 г.:
А) Англия лишилась своих колоний в Тихом океане;
Б) Англия признала независимость Индии;
В) Ирландия разделилась на Южную и Северную.
9. В 1937 г. в Англии был подписан:
A) Закон “О подстрекательстве к мятежу”;
Б) Закон “Об общественном порядке”;
B) Соглашение об экономическом сотрудничестве с СССР.