Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ИНДИЯ. ПАКИСТАН — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития указанных государств после войны; раскрыть роль лидеров этих стран в пост колониальный период и в обретении государственной независимости.
Развивающая: учить объективно анализировать исторические события на примере этих государств.
Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: политическая карта мира ХХ в., атлас учебника.
Вид занятия: смешанный.
Основные понятия: действие “сатьяграха”, план Маунбеттена, “зеленая революция”, Джаната парти, государство Халистан, “курс Неру”, монархическая страна.
План изучения темы:
1. Падение колониальной системы империализма. Создание независимых государств в Азии и Африке.
2. Обретение Индией независимости и провозглашение ее республикой.
3. Забастовки народных масс.
4. Экономическое развитие Индии.
5. Политическое положение новой Индии. Политические партии, социальные кризисы (1960—1990 гг.).
6. Внешняя политика Индии. Взаимоотношения Советского Союза и Индии.
7. Обретение независимости странами Южной Азии.
8. Внутренняя и внешняя политика Пакистана.
9. Война между Индией и Пакистаном.
10. События 1970—1971 гг., создание Бангладеша, его политико-экономическая жизнь.
Знакомство с новой темой начинается с вопроса, посвященного краху колониальной системы империализма.
Вопросы для учащихся:
1. Какие страны Азии и Африки добились независимости в 1940, 1950 и 1960 гг.? Отвечая, нужно не только назвать страны, но и показать их на карте.
2. Какое влияние на усиление национально-освободительных движений оказали Вторая мировая война и победа СССР в Великой Отечественной войне?
3. Какие демократические государства появились в Азии?
Отвечая на вопросы, учащиеся показывают независимые государства на карте. Затем преподаватель ставит проблемный вопрос: почему гражданские войны в Восточной и Юго-Восточной Азии отличались особой организованностью?
Рассказать о намерении английских лейбористов предоставить Индии свободу. Но перед тем как были выведены колониальные войска, Индия разделилась на два государства: Индийский Союз (группа провинций и княжеств) и Пакистан. Для раскрытия содержания этого вопроса следует использовать материал хрестоматии “План Маунбеттена”.
После Второй мировой войны положение страны было тяжелым. Здесь надо рассказать о массовых забастовках рабочих в 1945 г. в Бенаресе, Мадрасе, Калькутте, Бомбее. Под давлением народных масс лейбористы были вынуждены в 1947 г. предоставить Индии независимость. В ночь с 14 на 15 августа известный индийский политический деятель Дж. Неру над Красным фортом в Дели поднял трехцветный индийский флаг — символ независимости страны. Обращаясь к народу, он заявил: “Ночью, когда народ всего мира спит, Индия проснется независимой и свободной. Грядет новое время в истории. Мы оставляем старое в прошлом и переходим к новой жизни, новой эпохе. В течение двух веков народ, живший в рабстве, обретет свободу, 200-летнее правление англичан в Индии закончилось”.
Ознакомить учащихся с биографией Дж. Неру.
Затем рассматривается государственное устройство Индии. В 1950 г. была принята Конституция, и 26 января 1950 г. провозглашена Республика Индия. В качестве дополнительного можно привлечь материал хрестоматии. В стране сформировалась демократическая система правления, образовалось несколько политических партий (табл. 25).
Таблица 25
Даты |
Руководители ИНК |
1959—1964 гг. |
К. М. Ганди, Дж. Неру |
1964—1966 гг. |
Л. Б. Шастри |
1966—1984 гг. |
Дочь Неру — И. Ганди |
1984—1989 гг. |
Внук Неру — Р. Ганди |
1991—1996 гг. |
Н. Рао |
Противоборствующие партии |
|
50-е годы |
Рабоче-крестьянская партия |
1957 г. |
Республиканская партия |
1959 г. |
Партия Сван, татри |
1967 г. |
Партия индийской революции |
1977 г. |
“Конгресс ради демократии” |
В январе 1966 г. премьер-министром Индии назначается дочь Дж. Неру — Индира Ганди. Учившаяся в университетах Швейцарии, Англии и Индии, она с молодости участвует в национально-освободительной борьбе. В 1938 г. И. Ганди становится членом ИНК, а в 1950 г. назначается его председателем.
Делая обзор политического положения Индии в конце 60-х — середине 70-х годов, нужно обратить внимание на пакистанский кризис 1970—1971 гг.
Говоря о борьбе Индии за независимость, напомнить о значении “20-статейной программы” И. Ганди для народа. В 1980 г. она снова пришла к власти. Внутренние противоречия Индии в то время обострились религиозными национальными движениями. Из-за стремления подавить бунты сикхов и введения войск в Золотой храм в 1984 г., на И. Ганди было совершено покушение. После ее смерти к руководству ИНК пришел ее сын Раджив Ганди, который стремился внести новшества в “курс Неру”.
“Курс Неру” Р. Ганди:
1) развитие свободных частнособственнических отношений;
2) льготы для иностранного капитала;
3) развитие электронного производства и товаров на экспорт.
Далее следует проанализировать внутренние противоречия, которые существовали в период правления Р. Ганди:
1) движение сикхов;
2) столкновения в Джамму и Кашмире;
3) скандалы между кастами “Прадеш” и “Бихарда”.
Итогом противоречий стало убийство Р. Ганди тамильскими террористами во время проведения парламентских выборов в 1991 г. Новый руководитель ИНК Нарисимаха Рао приступил к созданию коалиционного правительства.
Установились рыночные отношения:
— обанкротившиеся государственные предприятия были приватизированы;
— в 34 экономические сферы был привлечен иностранный капитал;
— частным предпринимателям была предоставлена свобода.
Рассказать о политических ошибках, допущенных при правлении Н. Рао в 1996—1999 гг. Трижды проводились парламентские выборы, сменились три правительства. После Н. Рао к партийной власти пришла вдова Р. Ганди С. Н. Ганди. Однако она не сумела удержать власть, которая была передана А. Б. Ваджпаю.
Последний вопрос — внешняя политика Индии — завершает занятие.
Рассматривая этот вопрос, необходимо обратить внимание учащихся на то, что одним из первых государств, стремившихся установить мир, была Индия. Так, в 1950— 1970 гг. она способствовала прекращению войн на Корейском п-ове, в районе Индокитая, Ближнего Востока (показать эти страны на карте, рассказать о духовной помощи стран Азии и Африки этим государствам).
Вместе с КНР Индия стремилась не принимать участия в гонке ядерных вооружений, несмотря на сближение с СССР. 9 августа 1971 г. она подписала Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с США и Китаем.
Восточный Пакистан стремился раздробить страну на части. В ноябре 1986 г. была принята Делийская декларация о неприменении ядерных сил и миролюбивых принципах. Дополнить тему материалом из хрестоматии.
Страны Южной Азии включают несколько государств со схожими духовно-культурными традициями и историей. В них сосредоточено большое количество религиозных течений (табл. 26).
Таблица 26
Религиозный состав населения Индии в начале 80-х годов
Народы |
% |
Индусы |
82,7 |
Мусульмане |
11,2 |
Христиане |
2,6 |
Сихидисты |
1,1 |
Буддисты |
0,7 |
Пакистан, стремясь к независимости, пережил четыре военных переворота. В 1971 г. от него отделился Бангладеш, став независимым государством; сейчас он является парламентской республикой. Дать обзор политического положения, религиозных противоречий в Шри-Ланке, Мьянме и Бутане. Подробно остановиться на трех кровопролитных войнах между Индией и Пакистаном в районе Джамму и Кашмира.
Домашнее задание, подготовить сообщения: 1) положение стран Южной Азии и Пакистана; 2) отношения Казахстана и Индии.