Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ИРАН. АФГАНИСТАН — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития данных государств; определить причины политического кризиса в этих странах; показать стремление их народов выйти на путь прогрессивного развития.
Развивающая: учить умению объективно анализировать исторические события на примере этих государств.
Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карта, схема, таблица.
Основные понятия: национализация, нефтяной консорциум, “белая революция”, исламская экономика.
План изучения темы:
1. Социально-политическое и экономическое развитие Ирана после Второй мировой войны.
2. Народные движения в Иране в 1949—1953 гг. и деятельность правительства Мосаддыка.
3. Сущность “белой революции”: причины, ход, результаты.
4. Политика правительства шаха в 70-х годах.
5. Развитие Исламской Республики Иран.
6. Современное положение.
7. Развитие Афганистана в 50—60-х годах.
8. Экономические изменения и уход из власти династии Надира.
9. Апрельская революция 1978 г.
10. Начало гражданской войны в Афганистане.
11. Положение Афганистана в 80—90-х годах.
Занятие начинается с проверки домашнего задания и получения ответов на вопросы:
1. Какие территории занимают страны Южной Азии? (Покажите на политической карте.)
2. Какие народы проживают в Южной Азии? Чем они занимаются?
3. Каким образом Индия, Пакистан, Бангладеш, Мьянма и Непал достигли независимости?
4. Кто руководил национально-освободительной борьбой в этих странах?
Новую тему преподаватель начинает с обзора положения Ирана и Афганистана между Первой и Второй мировыми войнами, рассказывает о перевороте в 1925 г., приведшем к власти династию Пехлеви. Затем предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Когда Иран и Афганистан получили независимость?
2. Кто пришел к власти в этих странах? Какова была их политика?
После получения ответов начинается беседа по первому вопросу. Используя политическую карту, рассказать об экономико-политическом развитии, международных отношениях, изменениях в развитии Ирана после Второй мировой войны.
По второму вопросу при объяснении сути народных движений в 1940—1950 гг. и мероприятий, проводимых правительством Мосаддыка, написать их названия на доске в виде схемы. Крупную буржуазию Ирана и помещиков устраивали выступления против правительства Мосаддыка, и 19 марта 1953 г. оно было свергнуто. В 1954 г. компании США, Англии, Франции, Голландии организовали международный нефтяной консорциум.
В 1962 г. начались реформы, способствующие модернизации страны и снижению социальной напряженности.
Действия:
1) индустриализация страны;
2) решение земельного вопроса;
3) просвещение;
4) здравоохранение;
5) предоставление избирательного права женщинам.
Ход развития:
1) излишки помещичьих земель продавались государству;
2) правительство заранее выплатило помещикам 70 млрд. риалов, в течение 15—20 лет эта сумма должна была быть возвращена обратно государству;
3) 3,2 млн. крестьянских семей получили земли;
4) аграрная реформа коренным образом изменила традиционные сельские общественные отношения, был осуществлен переход к структуре капиталистического типа;
5) исчезли крупные помещичьи хозяйства, укрепились мелкие и средние.
Результаты:
1) продовольственная проблема не решилась;
2) пшеницу были вынуждены покупать за рубежом;
3) миллионы крестьян уехали из сел в города;
4) увеличилось число безработных;
5) родственники шаха и крупная буржуазия обогатились;
6) в стране обострились противоречия;
7) религиозно настроенные граждане вышли на демонстрацию против политики правительства;
8) в 1979 г. победила Исламская революция и была ликвидирована шахская власть;
9) объявлена Исламская Республика Иран;
10) страну возглавил религиозный деятель Р. Хомейни.
Следующий вопрос — “исламская экономика” в Иране в 80—90-х годах. Эта экономика поддерживала частные хозяйства и опиралась на государство, проводилась приватизация, использовались формы государственного контроля. Преподаватель останавливается на некоторых изменениях в политической власти в течение 90-х годов. Закончился период правления Хашеми Рафсанджани, и 5 августа 1997 г. президентом стал Мохаммед Хатами мирза. При этих правителях смягчился исламский порядок, внутренняя жизнь страны пошла по демократическому пути (привести примеры).
Последние вопросы темы — ирано-иракская война и современное положение этих стран — преподаватель задает учащимся на дом для творческо-поисковой работы. Используя дополнительный материал об иранской войне, охарактеризовать иранскую революцию. Сделать сообщение о казахстанско-иранских отношениях и официальном визите Президента РК Н. А. Назарбаева в Иран 31 октября 1992 г.
Следующая подтема посвящена особенностям экономического и политического развития Афганистана после Второй мировой войны. Обратить внимание на следующие моменты:
1. Проникновение в афганскую экономику капитала США и Западной Германии и размещение его в следующих отраслях:
а) обработка шкур каракуля;
б) строительство ирригационных сооружений.
2. В 1947 г. сформировалось движение молодежи. В результате на парламентских выборах в 1952 г. оппозиция потерпела поражение.
3. Изменения при правительстве М. Дауда:
а) внедрение западного капитала;
б) улучшение отношений с Советским Союзом;
в) при финансовой и технической помощи СССР начали реализовываться пятилетние планы.
4. Политические противоречия в стране и уход из власти М. Дауда.
5. Создание 1 января 1965 г. НДП (первый секретарь — Нур Мухаммед, члены партии: Б. Кармаль, С. Кештманд, Х. Амин).
6. В результате антимонархических действий 17 июля 1973 г. династия Надира лишилась власти, и была провозглашена Республика Афганистан.
7. Под началом НДП 27 апреля 1978 г. произошел государственный переворот, и к власти пришли политические группы, поддерживавшие коммунистические идеи. Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан.
Преподаватель задает следующие вопросы:
1. В чем причина апрельского переворота 1978 г.?
2. Каковы причины разногласий внутри правящей партии?
3. Когда началась и когда закончилась афганская война? (Ответ на этот вопрос получить из учебника или во время самостоятельной работы по вопросам. Учитель может дополнить тему.)
Объясняя положение Афганистана в 80—90-х годах, следует использовать карту. Выяснить причины падения правительства Наджибуллы (28 апреля 1992 г.). Для рассказа о временном правительстве в Кабуле и его вожде можно использовать материалы хрестоматии. Начиная с 1992 г. гражданская война в Афганистане превратилась в межнациональную рознь. Раскрыть содержание политического движения “Национальное движение ислама”, его цели. Рассказать о движении молодых религиозных афганцев-талибов, находившихся под влиянием Пакистана. Это движение и события на афганской территории обострили международные отношения в Центральной Азии. В 1992 г. в Ташкенте было подписано Соглашение о коллективной безопасности между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Были разработаны меры по стабилизации международной обстановки.
Домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания в конце темы; заполнить таблицу.
Национально-освободительная борьба в странах Южной Азии
Государства |
Развитие |
Направления |
Достижения |
Индия Бангладеш Пакистан Мьянма Непал Шри-Ланка |