Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ЯПОНИЯ — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать японский милитаризм в годы Второй мировой войны; дать характеристику послевоенного развития Японии; уяснить причину “японского чуда”; показать взаимоотношения Японии со странами мира на современном этапе.
Развивающая: проанализировать успехи Японии в экономическом развитии во второй половине ХХ в.
Воспитательная: учить уважению к национальным традициям и умению идти в ногу со временем.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: таблица, схема, политическая карта мира.
Пройденный материал преподаватель закрепляет с помощью вопросов. Новая тема, ее цели раскрываются в ходе работы с учебником, ознакомления с планом занятия. Научив учащихся правильно работать с учебником в школе и дома, вырабатывать у них интерес к теме, стремление к самостоятельному, творческому подходу к изучаемому материалу. Сначала план занятия нужно записать на доске:
1. Агрессивные действия японских империалистов по отношению к странам в регионе Тихого океана.
2. Польза правительственных реформ в Японии и новая конституция.
3. Развитие Японии в 50—60-х годах.
4. Отношения с другими государствами.
5. Современное положение и политическая жизнь. После проверки домашнего задания преподаватель раскрывает содержание первого пункта плана посредством следующих вопросов с использованием карты:
1. С захвата каких территорий японские милитаристы начали Вторую мировую войну?
2. В чем заключалась их цель?
3. Какие государства начали войну против Японии?
4. Когда Япония потерпела поражение?
После ответов на вопросы преподаватель говорит об ущербе, нанесенном Японией в годы Второй мировой войны Китаю, трудностях в его народном хозяйстве и восстановительном периоде.
Делая обзор японской агрессии в Тихом океане, необходимо использовать учебник. По первому вопросу темы предлагается заполнить табл. 22.
Таблица 22
№ п/п |
Период |
Воюющие государства |
На кого совершалось нападение |
Кто поддерживал |
Перед вторым вопросом преподаватель говорит об оккупации Японии иностранными военными силами и наказании трибуналом военных преступников Японии.
Далее учитель рассказывает о послевоенном развитии Японии и, записывая на доске названия новых партий, дает их характеристику (табл. 23).
Таблица 23
№ п/п |
Новые партии |
Какого направления придерживались |
1 |
Демократическая |
Буржуазного |
2 |
Либеральная |
Буржуазного |
3 |
Социалистическая |
Оппозиционного |
4 |
Коммунистическая |
Оппозиционного |
Давая характеристику социально-экономического положения народа, необходимо отметить значение проводимых правительством реформ (1946—1949 гг.). Во-первых, у помещиков забирались излишки земель и отдавались крестьянам; стало развиваться фермерское хозяйство, что явилось первым достижением в реализации реформ. Во- вторых, рабочие составляли коллективные договоры о найме на работу с владельцами мелких предприятий, получили право участвовать в забастовках, добились 8-часового рабочего дня.
В 1945—1951 гг., опираясь на капиталы США и Японии, была осуществлена радикальная аграрная реформа. В 1960 г. страна перешла к “японской модели”; 200 млн. долларов были даны ей в долг. Облегчились пути проникновения в экономику иностранных инвестиций. Начали концентрироваться крупные национальные монополистические группы.
Затем учащимся разъясняются цели и задачи принятия новой конституции. Политическая структура государства расписывается на доске (схема 12).
Схема 12
Япония — страна с конституционной монархией; император считается лишь “символом государства и единства народа”.
Законодательной властью является парламент, он избирается на шесть лет.
Палата Верховного Совета обновляется каждые три года.
Нижняя палата избирается на четыре года.
Конституция была принята в 1947 г.
Преподаватель может остановиться на некоторых статьях Конституции, используя хрестоматию, например:
“I часть. Статья 1. Император является символом государства и единства народа, он опирается на свободную волю народа”.
“II часть. Статья 9. Япония отказывается начинать войну с кем бы то ни было без угрозы посягательства со стороны других государств на ее территорию. Для осуществления этого обязуется не применять наземное, водное, воздушное оружие”.
В 1954 г. главой правительства стал лидер Демократической партии И. Хатояма, выразивший готовность урегулировать отношения с СССР.
19 октября 1956 г. подписана японско-советская декларация. После подписания соглашения СССР обязался вернуть Японии острова Хабомаи и Шикотан.
Этот вопрос невозможно раскрыть за один урок, поэтому преподаватель кратко дает информацию о принятии Конституции 1947 г., которая действует в стране по сей день.
Следующий пункт темы посвящен экономическому развитию Японии в 50—60-х годах; для его изучения ставятся следующие вопросы:
1. Какие изменения произошли после Второй мировой войны на производственных предприятиях Японии?
2. Кто поддерживал развитие японской экономики?
3. Какие вы знаете крупные предприятия в Японии, достигшие значительных успехов за короткое время?
4. Какой экономический путь развития выбрала Япония в 50—60-х годах?
Рассматривая эти вопросы, преподаватель должен подчеркнуть особую роль НТР в экономике Японии.
Япония стала выпускать высококачественную продукцию, основываясь на последних достижениях науки и техники других стран и отечественных изобретениях. Уже через несколько лет японская продукция отличалась по качеству от товаров других стран (табл. 24).
Таблица 24
Товары Японии
1983 г. |
1986 г. |
|
Уголь, млн. т |
17,1 |
116,0 |
Нефть, тыс. т |
492 |
736 |
Чугун, млн. т |
72,9 |
74,7 |
Сталь, млн. т |
97,2 |
98,3 |
Прокат, млн. т |
77,5 |
78,1 |
Телевизоры (разных марок), млн. шт. |
12,4 |
13,0 |
Легковые машины, млн. шт. |
7,152 |
7,810 |
Часы, млн. шт. |
173,5 |
281,7 |
Япония располагала свои предприятия во многих странах и из года в год увеличивала свои доходы. Из-за отсутствия полезных ископаемых страна испытывает определенные трудности. Но японцы изменили структуру своей экономики, обновили производственное оборудование, изобрели и внедрили в производство компьютеры, роботов, новые технологии, что позволило им развиваться дальше.
Следующий вопрос — о внешней политике Японии — следует начать с подписания мирного договора с Китаем в 1951 г. в Сан-Франциско. На карте показать территории, относящиеся к той и другой стране, остановиться на японо-китайских взаимоотношениях. В 1978 г. две страны заключили договор о мире, а в 1997 г. их торговый оборот достиг 60,8 млрд. долларов.
Отношения между США и Японией стали укрепляться с того времени, когда было получено разрешение японских властей на размещение американских военных баз на Японских островах.
В 1960 г. Япония и США подписали новый договор о мире и безопасности. Сейчас между двумя странами установлены тесные связи, существует высокий товарооборот (дополните эти сведения).
Затем дается характеристика современной политической жизни Японии. Изменения в политической жизни страны предлагается изобразить на плакате.
В 1954 г. либералы и демократы создали партию ЛДП, также были организованы Социалистическая и Коммунистическая партии.
Весной 1993 г. ЛДП проиграла на выборах, к власти пришли другие политические партии и было установлено коалиционное правительство во главе с партией “Новые границы”.
Заканчивается изучение темы сообщением о месте Японии среди стран мира и установлении политико-экономических отношений с Казахстаном.
Домашнее задание: используя дополнительный материал, провести сравнительный анализ экономического развития Японии и Кореи.