Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие страны после Второй мировой войны; раскрыть сущность командно-административной системы СССР, приведшей к распаду страны; показать достижения и недостатки в развитии Советского государства; дать характеристику развития современной России по пути демократии.
Развивающая: дать критическую оценку историческим событиям, отдавая дань достижениям страны; представить объективную характеристику социалистическому строю, сравнивая с приоритетами развития современной РФ.
Воспитательная: воспитание интернационализма и уважения к стремлению народов к суверенному развитию.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: политическая карта мира, учебный атлас, контурная карта, графики, диаграмма, схематические иллюстрации, таблица.
План изучения темы:
1. Территориальные изменения, социально-экономическое, политическое развитие СССР в 1945—1953 гг.
2. Последствия сталинской политики.
3. Н. С. Хрущев. Наступление “оттепели” — 1953 г.
4. Вопросы войны и мира во внешней политике СССР.
5. ХХ съезд КПСС — февраль 1956 г.
6. Октябрьские события 1956 г. Л. И. Брежнев и его реформы.
7. Советский Союз в 1960—1984 гг.
8. СССР в 80—90-х годах. Политика перестройки М. С. Горбачева.
9. Деформация демократизма в национальном вопросе.
10. Широкое распространение взяточничества и казнокрадства.
11. Кризис в Компартии.
12. Попытка переворота Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) и ее провал.
Схема 5
Объяснение новой темы можно начать с вопроса:
Какие меры должны были осуществиться в социально-экономическом развитии СССР в период первой послевоенной пятилетки?
Ответы учащихся дополняет преподаватель.
Политика Сталина нанесла ущерб не только Советскому Союзу, но и другим странам. Эта система была осуждена при Н. С. Хрущеве.
Вопросы экономической интеграции социалистических стран решались Советом экономической взаимопомощи (СЭВ), куда входили СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и другие государства.
В 1950 г. был заключен союз с КНР; политические, военные вопросы между социалистическими странами рассматривались Варшавским договором (ОВД).
1953 г. — окончание Корейской войны. В мае 1955 г. СССР подписал соглашение о восстановлении независимости Австрии.
Записываются задачи ХХ съезда КПСС:
— увеличение промышленного производства;
— введение семичасового рабочего дня;
— проведение пенсионной реформы.
Основные положения из доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.:
1) разоблачение культа личности Сталина;
2) оправдание жертв репрессий;
3) возвращение некоторых народов на свою историческую родину;
4) восстановление насильственно переселенных автономий: Калмыцкой, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской АССР;
5) освоение целинных земель;
6) решение вопросов посева кукурузы;
7) выделение из союзного бюджета дотаций Казахстану, Туркмении и Узбекистану.
В области культурной жизни общества: в 1958 г. было принято Постановление “Об укреплении связи школы с жизнью”. Срок обучения был продлен до 11 лет. Начиная с 9 класса 2 ч в неделю учащиеся занимались производственной практикой.
Используя эти факты, составить хронологическую таблицу о достижениях Советского Союза во второй половине 1950 г. и в 1960—1965 гг.
1950—1960 гг.: началось освоение космоса. 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина.
В мирных целях началось освоение атомной энергии. Быстрыми темпами развивалась химическая промышленность.
В 1962 г. выполнена программа реорганизации партийного руководства. Разделение партийной организации на две части — промышленную и сельскохозяйственную.
В 1964 г. Н. С. Хрущев ушел с поста главы государства, и Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев.
В 1965 г. были произведены реформы:
1) сокращение плановых показателей;
2) создание фондов материального поощрения на местах производства;
3) введение на производстве продуктового налога;
4) прекращение заключения на предприятиях договорных планов.
Преподаватель должен дополнить тему сообщением об экономических изменениях в стране и улучшении жизненного уровня трудящихся.
Второе занятие начинается с того, что учитель напоминает учащимся о том, что в конце 70-х годов советские войска были введены в Афганистан, в результате чего мировой авторитет СССР резко упал. В странах Восточной Европы были установлены ракеты средней дальности. СССР стал вмешиваться во внутренние дела африканских стран.
В середине 80-х годов Советский Союз, находясь в экономическом, социальном и политическом кризисе, искал пути выхода из него.
В январе 1987 г. было принято решение о введении в стране гласности. Стали укрепляться нормы правового государства, гражданского общества. Было разрешено создавать свободные союзы, партии.
В июле 1990 г. на ХХVII съезде КПСС Б. Н. Ельцин сообщил о своем выходе из рядов партии, и его почин был поддержан мэрами Москвы и Ленинграда Г. Поповым и А. Собчаком. Впоследствии около 4 млн. человек вышли из рядов КПСС. Прекратили свою деятельность комсомольские и пионерские организации.
Последний вопрос темы посвящен проблемам перестройки, начатой М. С. Горбачевым. Продолжить тему следующими вопросами:
1. С какими требованиями казахская молодежь вышла в декабре 1986 г. на Площадь Республики?
2. Как были встречены требования молодежи?
3. Какой ущерб нанесли декабрьские события авторитету СССР?
4. Кто требовал ухода М. С. Горбачева с поста главы государства?
После ответов учащихся преподаватель рассказывает о провозглашении независимости Российской Федерации. Президентом России стал Б. Н. Ельцин.
Августовские события (19—21 августа) 1991 г. и их последствия даются в качестве домашнего задания. Используя дополнительный материал, подготовить сообщение по этому вопросу.
Расширить тему материалами о Беловежском соглашении в декабре 1991 г. и образовании СНГ. В результате на месте бывшего СССР образовались 15 новых независимых государств, развивающихся по собственному пути.
В продолжение темы — рассказ о подписании в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. Договора о создании СНГ руководителями Азербайджана, Казахстана, Российской Федерации, Армении, Таджикистана, Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Узбекистана и Украины. С этого дня были образованы государства Содружества, однако пути их развития были различными.
Используя дополнительный материал, преподаватель рассказывает о мерах, предпринимаемых в республиках Средней Азии и Казахстана по выходу из экономического кризиса.
В 1993 г. в состав СНГ вошла Грузия, однако в 2008 г. вышла из него. 8 июля 1994 г. Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан подписали Соглашение о создании единого экономического пространства.
Президент РК Н. А. Назарбаев в целях экономической интеграции стран СНГ выступил с идеей создания Евразийского союза.
В январе 1995 г. Н. А. Назарбаев предложил руководителям СНГ проект создания Союза единого экономического пространства.
29 марта 1996 г. в Москве представители Беларуси, Кыргызстана, Российской Федерации объявили об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах.
В июне 1998 г. Главный совет межгосударственного экономического организационного комитета был перенесен из Москвы в Алматы, а ранее, 28 апреля 1998 г., на основе формулы “4 + N” к интеграционному единству присоединился Таджикистан.
На заседании руководителей стран СНГ 29 апреля 1999 г. Н. А. Назарбаев предложил реформировать исполнительные органы.
В заключение следует рассказать о перспективах Казахстана в области экономической интеграции, а также в развитии международной торговли и экономики.
В конце 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан создали Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС), которое призвано помочь развитию интеграции этих стран.
Домашнее задание: сделать сообщение о современном социально-экономическом и политическом развитии стран СНГ, используя дополнительные материалы.