Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ИТАЛИЯ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать политическое и социально-экономическое развитие указанных государств после войны; показать процессы демократизации и экономических успехов в этих странах.
Развивающая: дать сравнительный анализ послевоенного развития данных государств.
Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, уважения к стремлению народов к демократии.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты мира XIX—ХХ вв., “Италия после Второй мировой войны”, картины, диафильм, учебник, атлас, схемы, таблицы, иллюстрации.
Основные понятия: движение Сопротивления, радикальный, аграрный, “итальянское чудо”, модернизация, три главные модели, центристы, правый, левый центризм, “третья фаза”, исторический компромисс, “Красные бригады”, “Чистые руки”, “Вперед, Италия!”, “Национальный альянс”, “Полюс свободы”, “черные полковники”.
Вопрос и задания для проверки изученного материала:
1. В чем причина разделения Германии?
2. Дайте характеристику политических партий ФРГ.
3. Расскажите о политической борьбе в ФРГ.
4. Раскройте сущность “бархатной революции” в Восточной Германии.
5. Конкретизируйте причины объединения страны.
После проверки домашнего задания переходят к объяснению новой темы.
План изучения темы:
1. Движение Сопротивления и создание республики.
2. Антифашистская борьба в Италии в 1943—1945 гг.
3. Процветание государственного монополистического капитализма. Появление термина “итальянское чудо”.
4. Внутренняя и внешняя политика ХДП.
5. Партийно-политическая борьба в Италии в 1960—1990 гг.
6. Достижения Испании, Португалии и Греции в послевоенное десятилетие.
7. Политическое, экономическое и социальное развитие стран Южной Европы.
8. Выбор демократического пути развития, несмотря на упорную борьбу между политическими партиями.
9. Заключение.
Основные события должны быть представлены в виде хронологической таблицы, которая вывешивается на доске (табл. 18).
Таблица 19
Социально-экономическое развитие Италии
В Северо-Западной Италии (в районе городов Милан, Генуя, Турин) В Северо-Восточной и Центральной Италии (Тоскана, Эмилия — Романья, Венеция) Южная Италия (от Неаполя до Сицилии) |
1. Особо крупные производственные предприятия были оснащены передовой технологией. 2. Мелкие фирмы дополнили крупные предприятия. 3. Производилось специальное оборудование, запасные части. 4. Оказывались различные услуги финансовой и технологической сферам. Мелкие и средние фирмы развивали древние национальные виды производства (керамическая плитка, одежда, обувь) и концентрировались вокруг мелких городов. Был отсталым регионом. Большинство жителей — эмигранты. |
На занятии задаются вопросы, связанные с формированием и крушением фашистской диктатуры в Италии:
1. Какой союз являлся самой главной силой Сопротивления?
2. Какой политики придерживалась ИКП в период движения Сопротивления?
Для дополнения ответов учащихся преподаватель анализирует события 1943—1945 гг.
Далее учитель сравнивает политическое положение Италии и Франции (результаты движения Сопротивления, разработка коалиции левого центра, эволюция политических партий, создание программы для Компартии и передовой демократии).
Затем учащимся дается логическое задание: сравнить Италию 1960 г. с Францией 1958 г. Почему переворот во Франции привел к созданию Четвертой республики, а в Италии он провалился? Рассказывая о событиях 1960 г., преподаватель может использовать дополнительную литературу: Комалев И. П. Новейшая история Италии. М., 1970. С. 276—280; Борисов Ю. В. Новейшая история Франции 1917—1965 гг. М., 1966. С. 224—227.
Учащиеся должны понять, что основной причиной провала переворота в Италии в 1960 г. явилось объединение левых антифашистских сил.
Послевоенная Италия была полна социально-экономических противоречий.
Раскрывается секрет “итальянского чуда” — быстрого развития Италии, основанного на трех моделях.
Преподаватель должен объяснить двусторонность в развитии регионов, связанную с их социальной структурой: так, если север развивался по пути демократии, то на юге процветала мафия.
По вопросам 4, 5 плана изучения темы дается характеристика многопартийной политической системы Италии, образовавшейся в послевоенное десятилетие (табл. 19).
Таблица 19
1947—1948 гг. Левая центральная программа ХДП 1960 г. 1944—1947 гг., ИКП и ИСП |
Проведена социальная реформа. Национализация электростанций, прогнозирование экономики, проведение реформ в сельском хозяйстве и пенсионном обеспечении. Подписан новый пакт движения объединения. |
Учитель раскрывает причины назревания кризиса и характеризует деятельность ХДП до 1970 г.
В разрешении кризиса приняла участие группа “Красные бригады”, в парламентских выборах снизилась роль ИКП, ИСП и ХДП.
В 1992 г. в Италии прошла акция “Чистые руки”, в результате которой были раскрыты факты коррупции в среде высокопоставленных чиновников и руководителей ведущих политических партий. Это привело к развалу движения Сопротивления и роспуску партийной системы на парламентских выборах в марте 1999 г.
В качестве домашнего задания можно порекомендовать изучить вопросы 6, 7 плана изучения темы о состоянии политического, экономического и социального положения стран Южной Европы (Испании, Португалии, Греции) в послевоенное десятилетие, а на следующем занятии преподаватель может дополнить ответы учащихся.
Разделить учащихся на три группы и задать им (для подготовки по учебнику и другим материалам) следующие вопросы.
Вопросы группе, изучающей материал об Испании:
1. В каком состоянии находилась экономика Испании после Второй мировой войны?
2. Каковы признаки улучшения экономического положения страны в конце 50-х годов?
3. Каковы причины превращения оппозиционных групп в центр борьбы?
4. Какие законы издавал каудильо до 1975 г.?
5. Какие достижения наблюдались во время правления А. Суареса?
6. Почему резко ухудшилось экономическое положение Испании в конце 70-х годов? Какие меры были приняты для стабилизации ситуации?
7. В чем проявились достижения Социалистической рабочей партии, пришедшей к власти в 1982 г.?
Вопросы группе, изучающей материал о Португалии:
1. Почему в 1960 г. экономика Португалии ослабла?
2. В чем заключалась цель и каковы движущие силы переворота, произошедшего в стране 25 апреля 1974 г.?
3. В какое сообщество входила Португалия и какой создала союз?
Вопросы группе, изучающей материал о Греции:
1. Какова была цель гражданской войны?
2. Чем закончился государственный переворот 1967 г.?
3. Какие демократические реформы провело правительство Караманлиса?
4. В чем причины падения режима военной диктатуры 1967 г.?
5. Сколько крупных центров было сформировано в партийно-политической системе Греции?