Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ИНДИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Цели урока:
Образовательная: дать характеристику социально-экономического и политического развития Индии между двумя мировыми войнами; показать особенности национально-освободительного движения против британского владычества; охарактеризовать роль М. К. Ганди и Дж. Неру как лидеров национально-освободительного движения.
Развивающая: учить логическому мышлению в осмыслении исторических событий на примере Индии.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости и демократии.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты “Борьба Индии за независимость”, “Вторая мировая война 1939—1945 гг.”, карта-атлас “Национально-освободительное движение в Индии”; портреты М. К. Ганди, Дж. Неру и др.
План изучения темы:
1. Положение в стране в годы Первой мировой войны.
2. Начало национально-освободительного движения.
3. Индия после Первой мировой войны:
а) политика английского правительства;
б) движение массового неповиновения.
4. Индия в годы экономического кризиса. “Соляные походы”.
5. Индия в годы Второй мировой войны.
Основные понятия: Индийский национальный конгресс, Мусульманская лига, движение массового неповиновения, “соляные походы”, акт об управлении Индией.
Основные события:
• Начало движения “ненасильственного сопротивления” — 1916 г.
• Движение массового неповиновения — апрель 1919 г.
• По решению ИНК 26 января был объявлен Днем независимости Индии (затем этот день стал национальным праздником ИР) — 26 января 1930 г.
• М. Ганди начал “соляные походы”, в марте 1930 г. они были прекращены.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Когда был создан ИНК и какова его цель?
2. Какие предложения внесло левое крыло ИНК, возглавляемое Б. Тилаком?
3. Какие сходные черты отмечались в развитии Китая и Индии?
1. Преподаватель дает характеристику положения Индии после Первой мировой войны. Нужно обратить внимание учащихся на следующее:
1) тысячи индийских граждан были призваны на фронт;
2) налоги ухудшили положение народа;
3) полезные ископаемые и продукты вывозились из страны;
4) крестьяне испытывали крайнюю нужду и терпели гнет колонизаторов;
5) заработок рабочих был мизерным;
6) ухудшилась жизнь городских и сельских ремесленников. Затем положение Индии анализируется самими учащимися.
Необходимо отметить, что наблюдались, несмотря на тяжелое положение, позитивные перемены: производительные силы росли, уменьшилось давление английского капитала на экономику. Увеличилось число рабочих мест, укрепилась финансовая система, улучшилось положение индийских ремесленников и торговцев; индийская буржуазия смелее стала осуществлять свою деятельность; стабилизировалось положение в легкой промышленности.
Подытоживая сказанное, преподаватель анализирует экономическое и политическое положение Индии и указывает на контроль, осуществляемый Англией.
Раскрывая сущность национально-освободительного движения Индии в 1916 г., необходимо остановиться на его особенностях. Обратить внимание учащихся на методы движения “ненасильственного сопротивления”, предложенные Мохандасом Карамчандом Ганди (1869—1948). Народ называл его “Мохатма”, что означало “великий человек”, и он имел огромную популярность в стране. Его пламенный патриотизм, скромность в быту, уважительность во взаимоотношениях, верность национальным традициям снискали ему особое уважение в народе. Вернувшийся в тот год на родину, М. Ганди предложил опереться на индийские и английские традиции и вести национально-освободительную борьбу способом “сатьяграха” (“смелость в познании истины”), что означает “сопротивление без применения силы”.
Требования движения “ненасильственного сопротивления”:
— улучшение положения простых индийцев;
— привлечение индийцев к системе управления;
— предоставление государству права самоуправления;
— предоставление возможности периодически контролировать финансы и т. д.
Действие движения:
— неуплата налогов.
2. Преподаватель обращает внимание учащихся на следующий период национально-освободительной борьбы и приводит примеры тяжелого положения индийского народа в годы экономического кризиса. Используя документ “Клятва в День независимости” (хрестоматия), проанализировать политику ИНК и объяснить, почему национально-освободительное движение было возглавлено ИНК. Для того чтобы раскрыть причины нарастания освободительного движения индийского народа, учителю нужно широко использовать художественную литературу. Чтобы узнать о “соляных походах” М. Ганди, необходимо зачитать отрывки из романа Х. Аббаса “Великий сын народа”. По этим темам можно сформулировать следующие вопросы:
1. Какова характеристика “соляных походов”?
2. Какой была программа М. Ганди?
3. Каким образом “соляные походы” отразили свое антиколониалистское содержание?
Обратить внимание учащихся на стремление колониального правительства к разжиганию религиозных распрей.
3. По вопросу “О положении Индии в годы Второй мировой войны” следует активизировать работу учащихся. Во время Второй мировой войны Великобритания надеялась на поддержку Индии. Как реагировали на это политические партии Индии? Итоги анализа записываются учащимися в тетради.
Позиция ИНК:
— открыто изобличал фашизм;
— требовал от английского правительства гарантий предоставления независимости Индии;
— один из руководителей ИНК С. Чандра Бос создал национальную армию и мечтал об освобождении страны.
Позиция Мусульманской лиги (МЛ):
— открыто изобличала фашизм;
— поддерживала Англию;
— руководитель МЛ М. Джинна выступал за разделение страны на два государства.
Позиция КПИ:
— обвиняла Германию в агрессии против СССР;
— выступала в поддержку Англии как участницы антигитлеровской коалиции.
Преподаватель слушает ответы учащихся и делает заключение.
Далее следует рассмотреть следующие вопросы:
• Положение арабских стран во время Первой мировой войны.
• Нарастание национально-освободительной борьбы (Египет, Марокко, Алжир, Тунис).
4. Учащиеся изучают вопрос самостоятельно. Учитель делит их на три группы и каждой дает задание.
Задание 1-й группе, разруха в годы экономического кризиса.
Задание 2-й группе: политика западных стран по отношению к арабским государствам.
Задание 3-й группе: деятельность партий и групп в арабских странах.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Какое государство смело действовало ради независимости?
2. В какой стране была установлена республика?
3. Какое государство превратилось в конституционную монархию?
4. Какие арабские страны находились под игом Англии и Франции? Укажите их на карте.
Домашнее задание: подготовиться по вопросам в конце темы; написать краткое сообщение об арабских странах Азии и Африки.