Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.
Цели урока:
Образовательная: раскрыть причины Первой мировой войны; выяснить цели воюющих государств; указать на империалистический характер войны.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и анализа исторических событий; учить работать с историческими документами и картами.
Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, неприятия войны как средства разрешения политических проблем.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты; карты-атласы учебника “Первая мировая война 1914—1918 гг.”, “Мировое политическое территориальное разделение с 1874 по 1914 г.”.
Картины: “Сентябрь 1914 года. Битва при Марне”, “Верденская битва. Противостояние защитников форта”.
Кинофильмы: “Первая мировая война”, “Февральская буржуазная демократическая революция”.
Схемы, таблицы (начерченные вручную).
Иллюстрации: газовая атака, “Лузитания”.
Предлагается проведение занятий в форме лекции, рассказа, самостоятельной работы.
План изучения темы:
1. Причины и цели Первой мировой войны.
2. Начало войны. Военные действия 1914—1916 гг.
3. Социально-экономический и политический кризис в воюющих странах.
4. Военные действия 1917 г.
5. Поражение Германии и ее союзников. Окончание войны.
6. Итоги Первой мировой войны.
7. Версальско-Вашингтонская система.
8. Создание Лиги Наций. Мандатная система.
9. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг.
Основные понятия: мировая империалистическая война; империалистические противоречия как предпосылки для начала Первой мировой войны; социально-экономические и политические кризисы, национально-освободительные революции, социалистическая революция.
Во вступительном слове преподаватель объясняет учащимся значение события Первая мировая война. Она получила такое название потому, что охватила многие страны мира. Так, в состав Тройственного союза входили три государства, а блок Антанты поддерживали более 20 стран.
Затем преподаватель рассказывает о больших переменах, произошедших в результате Февральской и Октябрьской революций, выходе России из войны, подчеркивая при этом ведущую роль империалистов в развязывании войны.
1. Перед объяснением нового материала учитель напоминает учащимся об осложнении международного положения в конце ХIХ — начале ХХ в. и о характере различных войн. Разделы “Международные монополии начинают делить мир”, “Капиталистические страны заканчивают территориальные споры” можно повторить. Учитель задает вопросы на развитие мышления.
1. Каковы причины углубления основных противоречий капитализма в начале ХХ в.?
2. Какой международный политический кризис предопределил начало войны 1914 г.?
3. Каковы причины появления Тройственного союза? Когда он сформировался? Каковы его состав и цель? Какова роль Германии в организации этого военного блока?
4. Что означает слово “Антанта”? Когда окончательно был оформлен военный блок под данным названием?
Противоречия и разногласия между капиталистическими странами объясняются с использованием опорных схем, карты и рассказа учителя.
В процессе объяснения выясняются причины возникновения Первой мировой войны (опорную схему можно начертить на доске).
Схема 1
Противоречия между капиталистическими странами
Используя табл. 1 и текст учебника, подвести учащихся к пониманию того, какие цели преследовали страны, развязавшие войну.
Таблица 1
Государства |
Цель |
Германия |
За счет Англии и Франции захватить новые колонии. Ослабив Францию и Россию, установить господство в Европе, на Балканском п-ове, в Адриатическом море. Захватить Сербию |
Англия |
Ослабить Германию. Захватить часть колоний |
Франция |
Ослабить Германию. Возвратить Эльзас и Восточную Лотарингию, захватить у Германии Саар и часть Рейнской области |
Россия |
Установить собственное господство на Балканах, в Босфорском проливе и Дарданеллах. Ослабить Германию в экономическом отношении. Уничтожить на Балканах опасность установления австро-венгерского господства |
Во время занятий учащиеся должны делать выводы и знать причины возникновения войны; используя учебник и дополнительный материал, уметь определять цели воюющих государств.
Учителю следует уточнить, что война со всех сторон была захватнической, за исключением Сербии, где шла национально-освободительная борьба.
Необходимо остановиться на готовности государств к войне. По сравнению с Англией, Францией и особенно с Россией Германия раньше всех и основательно была подготовлена к ней.
В 1914 г. Германия увеличила численность своей армии. В середине 1914 г. в результате углубления Кильского канала была создана возможность для прохождения крупных военных кораблей к Балтийскому и Северному морям. Германия обладала самой мощной артиллерией в мире. Благодаря этой стране была увеличена численность австро-венгерской армии, а турецкая находилась под ее контролем.
Военное вооружение сухопутных войск Антанты было хуже, чем Германии, но она имела некоторое преимущество в военно-морском флоте.
2. Преподаватель рассказывает о начале войны, используя карты-схемы. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда послужило лишь поводом для разжигания войны между империалистическими державами. При подстрекательстве Германии Австро-Венгрия обвинила Сербию в этом убийстве и, послав ультиматум, объявила ей войну.
Таблица 2
Страны, объявившие войну |
Какой стране |
Австро-Венгрия |
Сербии |
Германия |
России |
Франции |
|
Англия |
Германии |
Япония |
Германии |
Турция |
России |
Италия |
Австро-Венгрии |
Болгария |
Странам Антанты |
США |
Германии |
Военные действия в годы Первой мировой войны можно показать в двух вариантах.
Вариант 1
Дается задание: заполнить предложенную таблицу.
Годы |
Основные события на фронтах |
Итоги и характеристики |
1914 |
||
1915 |
||
1916 |
||
1917 |
Вариант 2
Излагая тему, учитель показывает на карте ход военных действий и их результаты. Можно также в ходе рассказа заполнять таблицу. Схема таблицы чертится на доске.
Преподаватель, объясняя военные планы воюющих государств, должен рассказать о том, что о германском плане Шлиффена Антанта знала заранее от своих осведомителей. План Шлиффена предусматривал вторжение через слабозащищенные участки границы сначала в Бельгию, а затем во Францию. Зная об этом, ни Франция, ни Бельгия не предприняли мер для укрепления границ. У Франции имелся свой стратегический военный план. Он предусматривал сосредоточение основных сил на восточных границах и нападение на Германию через Эльзас и Лотарингию.
Объясняя военные действия 1914 г., необходимо использовать карту-схему “Западные военные действия 1914 г.”. Немецкие войска 4 августа 1914 г. вошли в Бельгию, а затем на территорию Франции; 21 августа угроза нависла над Парижем, так как германские войска находились в 40 км от него. Президент и правительство Франции 2 сентября оставили столицу и переехали в г. Бордо.
Для оказания помощи Франции две русские армии вошли в Восточную Пруссию. Германия вынуждена была переправить два корпуса с Западного фронта на Восточный. Объясняя ситуацию на Восточном фронте, необходимо использовать карту-схему “Военные действия Восточного фронта 1914—1917 гг.”.
Используя картину “Сентябрь 1914 года. Битва при Марне”, необходимо объяснить крах немецкого военного плана из-за необходимости воевать на двух фронтах. В конце 1914 г. был сформирован Западный фронт, растянувшийся от Северного моря до швейцарской границы. Боевые действия перешли в фазу позиционной войны.
В 1915 г. военные действия проходили на Восточном фронте. Боевые схватки, начавшиеся 2 мая 1915 г., затянулись на пять месяцев. Отступление русских войск произошло из-за технико-экономической отсталости России и недостаточного оснащения армии.
Используя картины, иллюстрации, следует упомянуть, когда впервые в военной истории Германия под г. Ипр использовала против англичан ядовитые газы. Газовая атака длилась 5 мин, 15 тыс. солдат и офицеров отравились, 5 тыс. погибли. После этого стали применяться противогазы. Немецкие подводные лодки топили сотни пассажирских кораблей.
Военные действия 1916 г. объясняются с помощью карты-схемы “Военные действия Западного фронта 1915— 1916 гг.”. Рассказ о битве при Сомме между англичанами и французами, где впервые были использованы танки, всегда вызывает особый интерес учащихся (если имеются в наличии, то можно показать рисунки первых танков). Различные начальные проекты танков одновременно появились в нескольких государствах, в том числе и в России. Первоначально англо-французские инженеры смонтировали в Англии 49 танков. В сражении только 32 танка находились в боевых рядах, остальные вышли из строя.
Появление танков оказало большое влияние на ход сражений. К концу войны в Англии и Франции было 7 тыс. танков. Германия к производству танков приступила лишь в 1917 г. В конце войны у нее осталось всего 70 танков. В боях 1916 г. было заметно преимущество стран Антанты и постепенное ослабление роли Четверного союза.
Таблица 3
Армия |
Отдельные составы, кол-во |
Пулеметы, шт. |
Тяжелые минометы, шт. |
Вооружение, шт. |
|
легкое |
тяжелое |
||||
Русская армия Австро-Германская армия |
60 |
100 |
— |
141 |
4 |
123 |
260 |
96 |
456 |
159 |
3. Затянувшаяся война привела к сокращению военных и продовольственных запасов, собранных в мирное время в воюющих государствах. В начале 1915 г. все державы столкнулись с трудностями снабжения армии продуктами. Возникла необходимость обновления экономики и увеличения количества военных предприятий.
Война ухудшила положение народов. О трудовой обязанности, карточной системе, налогах, продлении трудового дня, строгих дисциплинарных мерах учащиеся узнают из учебника. В 1916 г. увеличилось количество антивоенных выступлений, усилилось революционное движение.
4. Преподаватель предлагает ответить на вопрос: почему США вступили в войну только в 1917 г.?
5. Далее учитель рассказывает о массовом наступлении Антанты в 1918 г. и заключении временного союза 29 сентября с Болгарией, 30 октября — с Турцией, 3 ноября — с Австро-Венгрией. 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу в штаб-вагоне генерала Фоша между Германией и государствами Антанты было подписано временное соглашение о мире. В 11 часов 11 ноября военные действия были остановлены. Первая мировая война закончилась.
Преподаватель подводит итоги войны:
Первая мировая война (1914—1918 гг.).
Длительность — 1515 дней.
Число стран-участниц — 38.
Состав блоков: Антанта: Англия, Франция, Россия, США и еще более 20 стран; Четверной союз. Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.
Число нейтральных стран — 14.
Количество жителей государств, участвовавших в войне, — 1050 млн. человек (62% населения планеты).
Число погибших — 10 млн. человек.
Число раненых — 20 млн. человек.
В процессе урока учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с использованием табл. 4—6.
Таблица 4
Время вступления государств в Первую мировую войну
Антанта и ее союзники |
Германия и ее союзники |
1914 г. — Сербия, Россия, Франция, Великобритания, Бельгия, Черногория, Япония, Египет |
1914 г. — Австро-Венгрия, Германия, Турция |
1915 г. — Италия |
1915 г. — Болгария |
1916 г. — Португалия, Румыния |
|
1917 г. — США, Куба, Греция, Либерия, Китай, Бразилия |
|
1918 г. — Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гаити, Гондурас |
Таблица 5
Производство оружия в годы Первой мировой войны (тыс. шт.)
Государства |
Винтовки |
Пулеметы |
Артиллерия, орудия |
Самолеты |
Россия Англия США Германия Австро-Венгрия |
33 000 000 2 854 000 3 500 000 8 547 000 35 000 000 |
28 000 239 000 75 000 280 000 40 500 |
117000 26 400 4 000 64 000 15 900 |
3 500 47 800 13 800 473000 5 400 |
Таблица 6
Военные расходы в годы Первой мировой войны (в долларах США)
Государства |
Военные расходы |
Расходы на душу населения |
Доля военных расходов в национальном доходе (%) |
Россия |
7 658 000 000 |
44 |
13,1 |
Англия |
24 143 000 000 |
525 |
24,5 |
Франция |
11 208 000 000 |
280 |
19,4 |
США |
17 337 000 000 |
177 |
8,7 |
Германия |
19 438 000 000 |
109 |
24,7 |
Австро-Венгрия |
5 438 000 000 |
109 |
18,1 |
6. С условием Версальского мирного договора и участием главных держав — участниц Парижской конференции можно ознакомиться путем прочтения текста учебника и составления краткого конспекта прочитанного.
Учащиеся выписывают в тетради названия государств и условия договора, касающиеся их. В конспектах должны найти отражение названия европейских государств, дискриминационный характер условий международного договора для Германии, распад некоторых империй на отдельные государства.
В целях развития мыслительной деятельности учащихся можно предложить им работу по атласной карте “Европа в 1918—1923 гг.” по следующим вопросам:
1. Какой части территории лишилась Германия по Версальскому договору? Какие экономические и политические последствия имели эти потери для страны?
2. Какие новые государства появились на политической карте Европы? В результате распада каких империй они образовались?
3. Территория какого государства уменьшилась?
4. У какого государства увеличилась территория? Почему и за счет чего?
5. Какие страны не претерпели значительных изменений, а какие остались недовольными?
Используя тестовые задания, проверьте усвоение темы.
1. В какие годы была Первая мировая война:
А) 1912—1916 гг.;
Б) 1914—1918 гг.;
В) 1918—1920 гг.?
2. Какое государство объявило о начале Первой мировой войны:
А) Австро-Венгрия;
Б) Германия;
В) Болгария?
3. Какая битва произошла в феврале 1916 г. между Германией и Францией:
A) битва при Сомме;
Б) сражение на Ипре;
B) сражение под Верденом?
4. Военная техника, впервые примененная в сражении между англичанами и французами в 1916 г. при Сомме:
А) танки;
Б) самолеты;
В) пулеметы.
5. Когда стало обязательным использование противогазов:
A) в 1914 г.;
Б) в 1915 г.;
B) в 1916 г.;
Г) в 1917 г.?
6. Использовались ли подводные лодки в Первой мировой войне:
А) да;
Б) нет?
7. Использовалась ли авиация в годы Первой мировой войны:
А) да;
Б) нет?
8. Что предусматривал в годы Первой мировой войны план Шлиффена:
A) затяжную войну;
Б) молниеносную войну;
B) гражданскую войну?
9. Немецкие войска у г. Ипр 22 апреля 1915 г. применили:
A) химическое оружие;
Б) танки;
B) авиацию.