Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Зарождение демократического движения. Демократия в Америке. Борьба за демократию во Франции и в Великобритании - Революции и реформы
Внутрипредметные связи. Либерализм. Древнегреческая демократия. Деятельность и взгляды просветителей. Ж.-Ж. Руссо. Война за независимость в США. Государственное устройство США. Революция 1830 г. во Франции. Реформы в Великобритании в первой половине XIX в.
Основные факты и понятия. Демократическое движение. Всеобщее избирательное право и введение его в США. Соперничество двух партий. Книга А. де Токвиля. Деятельность правительства Лаффита. Банкеты как форма демократического движения. Народная хартия. Чартизм.
Первый вариант проведения урока
Данный вариант урока предполагает объединение материала § 8 и § 9 в рамках одного урока.
План урока
1. Итоги революций и реформ. Разочарование в либерализме.
2. Истоки демократического движения и его основные идеи.
3. Проявление демократии в США, во Франции и в Великобритании.
Ход урока
1. Урок начинается с повторительной беседы о либерализме 20—30-х гг. XIX в. и проведенных в некоторых европейских странах либеральных реформах.
1. Вспомните, что такое либерализм и каковы были его основные идеи.
2. Какие либеральные реформы и в каких странах были проведены в 20—30-е гг. XIX в.? В каких сферах они проводились?
3. Каковы были результаты реформ для населения стран? Кто был удовлетворен этими реформами, а кто — нет?
В результате беседы учащиеся приходят к выводу о том, что далеко не все слои населения (например, Великобритании) были довольны результатами проведенных реформ. Учитель дополняет выводы учеников необходимой информацией о последствиях реформ и причинах разочарования либерализмом. В качестве иллюстрации можно также использовать фрагмент документа.
Из первой национальной петиции чартистов
1839 г.
«...Мы, ваши просители, живем в стране, торговцы которой отличаются предприимчивостью, фабриканты которой весьма искусны, а трудолюбие рабочих вошло в пословицу. Сама по себе страна наша прекрасна, почва ее плодородна, климат здоров... в ней есть много удобных гаваней, по легкости внутреннего сообщения она превосходит все другие страны.
В течение 23 лет мы наслаждаемся глубоким миром.
Все же, несмотря на все эти благоприятные для народного благополучия условия, несмотря на все стремление и умение выгодно использовать их, мы обременены страданиями и в общественной и в частной жизни.
Мы изнемогаем под бременем налогов, которых все же оказывается далеко не достаточно для нужд наших правителей; наши промышленники трепещут на краю банкротства; наши рабочие умирают с голоду; капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждается; дом ремесленника опустошен, зато кладовая ростовщика полна; работный дом переполнен, а фабрика обезлюдела...
Народ лелеял надежду, что средство от значительной части — если не от всех — своих обид и страданий он найдет в акте о реформе 1832 г.
Но народ был горько и низко обманут. Плод, казавшийся столь привлекательным для взора, превратился в пыль и прах, когда он был сорван. Акт о реформе передал власть от одной господствующей партии другой, оставив народ столь же беспомощным, как и прежде».
2. Далее учитель излагает основные идеи зародившегося демократического движения, по возможности сравнивая их с либеральными (их перечень дан в материалах к уроку 5). Для облегчения понимания материала желательно записать уже знакомые либеральные идеи на доске (или прикрепить карточки). В более сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно сравнить известные идеи либерализма с излагаемыми учителем демократическими идеями и сделать выводы об их различиях.
По ходу объяснения учителя формулируются следующие идеи демократического движения:
1) свобода и права человека;
2) ограничение власти монархов и введение конституций, но наилучшая форма правления — республика;
3) выборность и сменяемость высших должностных лиц в государстве;
4) равенство граждан, всеобщее (для мужчин) избирательное право.
3. На третьем этапе урока организуется групповая работа по изучению демократического движения в трех странах: США, Франции и Великобритании. Класс делится на три группы, каждая из которых получает свое задание.
Вопросы и задания для учащихся, изучающих демократию в США
1. Прочитайте в § 8 пункты «Демократизация избирательного права в США», «Демократия в Америке», «Соперничество двух партий».
2. Выпишите и проанализируйте основные черты демократии в США.
3. Перечислите противоречия американской демократии. Можно ли утверждать, что это была демократия не для всех?
Вопросы и задания для учащихся, изучающих становление демократии во Франции
1. Прочитайте в § 9 пункты «Республиканские восстания во Франции», «Формы демократической самоорганизации граждан».
2. Какие демократические преобразования осуществило правительство Лаффита? Почему мы можем назвать их демократическими?
3. Какие формы приобрело демократическое движение во Франции?
Вопросы и задания для учащихся, изучающих становление демократии в Великобритании
1. Прочитайте в § 9 пункты «Народная хартия», «Подъем и упадок чартистского движения», «Причины упадка чартистского движения», документ «Из Народной хартии» (с. 117).
2. Какие демократические требования содержались в Народной хартии? Чем они отличались от осуществленной парламентской реформы 1832 г.?
3. В чем причины упадка чартистского движения? После выполнения работы ее результаты обсуждаются в классе.
На завершающем этапе учащимся могут быть предложены вопросы и задания, закрепляющие их знания о демократическом движении в первой половине XIX в.
1. Определите, к какому общественно-политическому движению относятся указанные ниже идеи. Объясните, почему вы так считаете. Какие идеи разделяли и либералы и демократы?
A) Наилучшей формой правления является республика.
Б) Свобода — главное право человека и гражданина. Основные свободы — это свобода слова, печати, критики правительства, выбора профессии, места жительства, хозяйственной деятельности.
B) Конституция в государстве должна ограничить власть монарха, введя разделение властей.
Г) Равноправие граждан не означает равенства их имущества. Справедливо существует имущественный ценз в отношении избирательных прав.
Д) Каждое лицо, которому исполнился 21 год от роду, имеет право на занесение его имени в списки избирателей.
Е) Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов.
2. Для политической жизни какой страны были характерны следующие черты?
A) В этой стране впервые появилось организованное рабочее движение, выдвинувшее свою программу новой парламентской реформы.
Б) Наиболее характерной формой демократического движения в этой стране стали собрания в кафе и банкетные кампании.
B) В этой стране впервые в истории появилось всеобщее избирательное право (для белых мужчин).
3. Лидеры чартистов так сформулировали народу свою цель: «Политическая власть — наше средство, благоденствие — наша цель». Объясните, что они имели в виду.
4. Популярный оратор чартистов священник Стивенс говорил: «Всеобщее избирательное право есть в конечном счете вопрос ножа и вилки, вопрос о хлебе и сыре». Объясните данное высказывание.
Второй вариант проведения урока
Данный вариант предполагает изучение материала § 8 и § 9 на двух уроках.
Урок 1. Зарождение демократического движения. Демократия в Америке
План урока
1. Последствия либеральных реформ. Разочарование в либерализме.
2. Истоки демократического движения и его основные идеи.
3. Демократия в США.
Опережающее домашнее задание. Вспомнить происхождение термина «либерализм» и его основные идеи (см. § 4). Начать заполнение таблицы «Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.» — заполнить столбец, относящийся к либеральному движению (если это не было сделано при изучении § 4).
Из курса новой истории 7 класса вспомнить последствия Войны за независимость США, принципы государственного устройства США.
Ход урока
1. В начале урока учитель кратко характеризует итоги либеральных реформ 20—30-х гг., подчеркивая различия их значимости для государства и населения стран. Материал для этого есть в учебнике.
2. Далее учитель говорит о расколе в либеральном движении и зарождении демократических идей. Можно использовать задание 9 на с. 30 в рабочей тетради.
Затем организуется работа учащихся, направленная на выявление сходства и различий либерального и демократического движений. Она опирается на опережающее домашнее задание. Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.». Материал о формах демократического движения будет дополнен на следующем уроке. В зависимости от уровня подготовленности класса работа проводится фронтально под руководством учителя или самостоятельно. Если через урок учитель решит присоединить к этой таблице еще один столбец о консервативном движении, то учащиеся должны оставить для него место.
1. Можно ли сказать, что демократическое движение выросло из либерального или это самостоятельное, возникшее независимо, политическое течение? Обоснуйте свой ответ.
Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.
Линии сравнения |
Либеральное движение |
Демократическое движение |
Происхождение названия |
От лат. liberalis — свободный |
От греч. δεμοζ — народ и κρατοζ — власть |
Основные идеи (общие идеи написать одним цветом, различные — разными) |
Свобода — главное право человека и гражданина; основные свободы — свобода слова, печати, критики правительства, выбора профессии, места жительства, хозяйственной деятельности. Равноправие граждан, которое не предполагает уравнения имущественного положения. Защита прав человека. В государстве конституция должна ограничить власть монарха, введя разделение властей. Справедливость существования имущественного ценза в отношении избирательных прав |
Свобода и права человека. Ограничение власти монархов и введение конституций, но наилучшая форма правления — республика. Выборность и сменяемость высших должностных лиц в государстве. Равенство граждан, всеобщее (для мужчин) избирательное право |
Формы деятельности |
Создание политических клубов и объединений. Деятельность салонов. Пропаганда взглядов в печати. Участие в выборах в представительные учреждения. Создание тайных организаций |
Создание политических организаций и партий. Банкетные кампании. Собрания в кафе. Написание книг и пропаганда в печати. Участие в восстаниях. Подача петиций в представительные учреждения |
2. Какие демократические идеи были радикальнее либеральных?
3. Какие слои населения поддерживали демократические идеи?
3. На последнем этапе урока изучаются особенности демократии в США (этот материал в случае нехватки времени на уроке может быть изучен дома, поскольку не содержит сложных теоретических построений). При изучении данного вопроса следует обратить внимание учеников на истоки демократических преобразований в США, а также на сложности и противоречия этого процесса. Работа может быть организована на основе беседы с учащимися, которая дополняется рассказом учителя о введенных демократических новшествах.
1. С какого времени и с каких событий начинается история самостоятельного государства Соединенные Штаты Америки?
2. Какие либеральные идеи были осуществлены в этой стране к началу XIX в.?
3. Объясните фразу: «Первым президентом США, избранным в 1828 г. во всех штатах федерации на основе всеобщего избирательного права, был Эндрю Джексон».
4. Как вы думаете, было ли всеобщее избирательное право действительно всеобщим? Какие категории населения на самом деле этого права не получили и почему?
Можно обсудить задание 10 на с. 30 в рабочей тетради.
Творческое задание. Напишите небольшое рассуждение от имени одного из жителей США (белого мужчины, гражданина; негра — раба; индейца) о преимуществах и недостатках демократии в США.
Урок 2. Борьба за демократию во Франции и в Великобритании
План урока
1. Европейцы учатся у американцев.
2. Борьба за демократию во Франции.
3. Чартистское движение в Великобритании.
Ход урока
1. Изучение вопроса позволит ученикам повторить основные идеи демократии и ее проявления в Соединенных Штатах Америки. Работа организуется на основе изучения отрывков из произведений европейцев, посетивших США в первой половине XIX в.: Алексиса де Токвиля «О демократии в Америке», Чарлза Диккенса «Американские заметки».
2. Изучение вопроса о борьбе за демократию во Франции позволит ученикам конкретизировать знания о демократическом движении и дополнить сведения о формах этого движения в таблице «Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.».
Сначала учитель предлагает ученикам материал о деятельности правительства Лаффита. Называя проведенные им реформы (муниципальная, образование национальной гвардии), он предлагает ученикам определить, носили ли они демократический характер, и обосновать свое мнение.
Далее учитель рассказывает о банкетных кампаниях и собраниях в кафе. Затем ученикам предлагается проанализировать небольшой фрагмент документа, помещенного в учебнике на с. 117. Это «Программа газеты „Реформа“». Отвечая на вопрос к документу, ученики еще раз вспомнят основные демократические идеи.
3. На третьем этапе урока учащиеся изучают деятельность Лондонской ассоциации рабочих. Учитель кратко рассказывает о возникновении организации и разъясняет происхождение термина «чартизм». Далее предлагаем два варианта изучения материала.
Первый вариант
Учащиеся изучают текст учебника (пункты «Народная хартия», «Подъем и упадок чартистского движения», «Причины упадка чартистского движения» и выполняют задания 15—17 на с. 32—33 в рабочей тетради.
Второй вариант
Организуется самостоятельная работа учащихся по изучению отрывка из Народной хартии и сопоставлению ее с положениями парламентской реформы 1832 г.
1. Прочитайте отрывок из Народной хартии и определите, в каких фразах проявился ее демократический характер.
2. Вспомните основные положения парламентской реформы 1832 г., сравните их с Народной хартией и подумайте, чем были не удовлетворены сторонники Народной хартии.
3. Объясните высказывание: «Чартизм черпал свои политические взгляды не из новой сферы социалистических идей, а из концепций радикалов прошлого, выступавших за парламентскую реформу... » Согласны ли вы с ним?
После анализа и обсуждения документа учитель рассказывает о результатах чартистского движения и причинах его упадка.
В конце урока учителю целесообразно подвести итоги развития демократического движения в мире в первой половине XIX в., показав его реальные результаты (например, в США) и причины его медленного распространения в европейских странах, таких, как Франция и Великобритания.
Творческие задания. 1. Подумайте, реально ли было осуществить программу, изложенную в Народной хартии, в первой половине XIX в. 2. Выполните задание 13 на с. 31 в рабочей тетради.