Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Реакция и освободительные движения - Реакция и революции
Внутрипредметные связи. Венская система. «Сто дней Наполеона». Либеральные идеи английских и французских просветителей конца XVII—XVIII в. (Дж. Локк, Ш. Монтескье). Политика как область властных отношений.
Основные факты и понятия. Усиление реакции. Либерализм и его основные идеи. Нации и национальности.
План урока
1. Обстановка в Европе после Венского конгресса.
2. Либерализм как течение общественно-политической мысли и политическое движение.
3. Основные идеи либерализма.
4. Нации и национальности.
Ход урока
1. Учитель кратко характеризует обстановку в Европе после завершения работы Венского конгресса. Важно подчеркнуть связь между усилением реакции в большинстве европейских государств и ростом либеральных настроений в обществе. На этом этапе можно использовать задания 10 и 12 на с. 18 в рабочей тетради.
2. Далее учитель вводит понятие «либерализм», опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания. Для этого можно использовать беседу, вопросы которой позволят ученикам вспомнить материал 7 класса. Эти вопросы можно также предложить в качестве опережающего домашнего задания.
1. Что означает в переводе с латинского языка слово «либерализм»?
2. После двух революций в конце XVII в. в Англии сложилась либеральная монархия. Что она собой представляла? Какие главные идеи лежали в ее основе?
3. Каких просветителей конца XVII—XVIII в. вы помните?
4. Назовите основные идеи Просвещения. Какие из них можно назвать либеральными?
5. Как идеи Просвещения воплощались в реальной жизни XVIII столетия?
Затем учитель показывает принципиальное отличие либерализма конца XVII—XVIII в. от либерализма XIX в. Рассуждения можно отразить на доске в виде небольшой таблицы.
Развитие либерализма
Период |
Формы деятельности |
Главная задача |
Вид деятельности |
Конец XVII— XVIII в. |
Течение общественно-политической мысли |
Развитие культуры, науки, просвещение людей |
Обсуждение различных вопросов в салонах, просветители служили советниками правительств |
XIX в. |
Политическое движение |
Изменения в правительствах и удовлетворение своих требований |
Участие в политической борьбе, в том числе и в подготовке новых революций и государственных переворотов, создание политических клубов и объединений, выступления в печати |
3. Изучение вопроса о либеральных идеях начала XIX в. происходит на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Можно предложить два варианта выполнения задания (вариант 2 предполагает продолжение работы с материалом при изучении § 8).
Первый вариант
Прочитайте в учебнике пункты «Свобода и равноправие», «Равноправие и фактическое неравенство», «Требование конституции» и «Ограничение избирательных прав» и выпишите в виде перечисления главные идеи либерализма. Объясните, как вы их понимаете.
В результате работы учащиеся в тетрадях записывают следующие положения:
1. Свобода — главное право человека и гражданина.
2. Основные свободы — это свобода слова, печати, критики правительства, выбора профессии, места жительства, хозяйственной деятельности.
3. Равноправие граждан не предполагает уравнение их имущественного, служебного и политического положения.
4. Защита прав человека.
5. В государстве конституция должна ограничить власть монарха, введя разделение властей.
6. Справедливость существования имущественного ценза в отношении избирательных прав.
Второй вариант
Прочитайте в учебнике пункты «Свобода и равноправие», «Равноправие и фактическое неравенство», «Требование конституции», «Ограничение избирательных прав» и заполните столбец таблицы «Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.», относящийся к либеральному движению (заполненную таблицу см. во втором варианте изучения темы «Зарождение демократического движения. Демократия в Америке»).
В ходе проверки выполнения задания учащиеся по очереди читают каждый пункт и комментируют его.
4. Последняя часть урока посвящена соотнесению понятий «нация» и «национальность». Определения этих терминов даны в словаре терминов и понятий в конце учебника, а также разъясняются в тексте параграфа. Важно отметить, что появление национальной идеи стало новой чертой европейского общества XIX в., а также подчеркнуть отношение к ней либералов и правительств европейских государств.
После объяснения можно предложить учащимся несколько вопросов на закрепление данного материала. Если времени на уроке недостаточно, разбор данного материала можно оставить в качестве домашнего задания.
Вопросы и задания для учащихся
1. Сформулируйте различия понятий «нация» и «национальность».
2. В монархии Габсбургов жили люди одной или многих национальностей?
3. Франция была многонациональным или однонациональным государством?
4. Приведите примеры национальных государств.
5. Почему вопрос о национальности стал таким актуальным в начале XIX в.?
6. Как либералы могли бы относиться к идее национальной независимости?