Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Конфликтное общество - Конец столетия: преобладание Европы
Внутрипредметные связи. Социальный вопрос. Социальные реформы. Социалисты и коммунисты. Учение К. Маркса. Возникновение профсоюзов.
Основные факты и понятия. «Великая депрессия». Возникновение монополий (синдикаты, картели, концерны, тресты). Деятельность профсоюзов. Второй Интернационал (1889 г.). Реформисты. Революционные социалисты. Анархисты. Социально-христианское движение. Националистическое движение. Социальные реформы.
План урока
1. «Великая депрессия» и подъем рабочего движения.
2. Основные направления и течения в рабочем и социалистическом движении.
3. Реакция государства. Исключительные законы против социалистов. Социальные реформы.
4. Парижская коммуна во Франции.
Ход урока
1. В начале урока учитель говорит об экономическом кризисе, который разразился в Европе в 70-е гг. XIX в. Этот кризис современники назвали «Великая депрессия». Депрессией, потому что после исключительно быстрого, бурного развития экономики наступила полоса застоя, угнетенного состояния экономики, когда она практически не развивалась. Предлагаем несколько вариантов изучения вопроса о причинах и последствиях кризиса, о которых учащиеся смогут узнать либо из рассказа учителя, либо выполняя задание.
Первый вариант
Учитель излагает материал с помощью приема рассуждения, сопровождая свой рассказ вычерчиванием на доске логической схемы «Причины и последствия „Великой депрессии“».
Причины и последствия „Великой депрессии“
Второй вариант
Учащиеся самостоятельно работают с текстом (пункты «Великая депрессия» и «Кризис и рабочие» в § 28) учебника и составляют схему. Для облегчения работы можно предложить ученикам заготовку схемы, в пустые прямоугольники которой они впишут соответствующую информацию.
Третий вариант
Учащиеся из рассказа учителя узнают о причинах и последствиях «Великой депрессии», а затем выполняют задание 4 на с. 100 в рабочей тетради.
2. Заполнение логической схемы приводит учащихся к пониманию того, что одним из последствий кризиса явился рост активности рабочих. Это, в свою очередь, привело к активизации профсоюзного и социалистического движений. Их цели и деятельность изучаются в процессе самостоятельной работы учащихся в группах. Класс делится на пять групп, каждая из которых изучает одно из движений или их течений: профсоюзное движение, реформистов в социалистическом движении, революционных социалистов, анархистов и социально-христианское движение. Для работы используются следующие пункты параграфа: «Новые профсоюзы», «Второй Интернационал», «Течения в социализме» и «Социально-христианское движение». После выполнения заданий и ответов на вопросы группы представляют результаты работы классу.
1. Определите цели движения (для группы, изучающей профсоюзное движение, целесообразно использовать документ на с. 318 «Из программы Американской федерации труда»).
2. Какие реальные действия предпринимали представители различных движений и течений? Какие из них помогали рабочим в данный момент, а какие, возможно, подействовали бы только в перспективе?
3. Предлагаем два варианта изучения вопроса о реакции государства на подъем рабочего движения в условиях экономического кризиса.
Первый вариант
Учитель организует работу учащихся с текстом учебника (пункт «Социальные реформы»). Затем они заполняют таблицу в задании 6 на с. 101 в рабочей тетради.
Второй вариант
Учащиеся уже знают о возникновении социального вопроса как одного из последствий промышленной революции и реакции общества и политических сил на него. Поэтому можно организовать беседу, в ходе которой будут актуализированы имеющиеся и сформированы новые знания о социальных реформах конца XIX в.
1. Когда и в связи с какими событиями в обществе возник социальный вопрос? В чем состояла его суть?
2. Какие пути решения социального вопроса предлагали консерваторы, либералы, демократы в середине XIX в.?
3. Были ли предприняты какие-либо реальные шаги в решении этого вопроса в середине XIX в.?
4. Почему в конце XIX в. правительства европейских стран более внимательно отнеслись к этой проблеме и стали искать пути ее решения?
5. В 70-е гг. в Германии и Австро-Венгрии были введены исключительные законы против социалистов (распущены все рабочие организации, закрыты газеты, журналы и т. д.). Реакция самих социалистов на эти законы привела к тому, что в 1887—1890 гг. они были отменены. Как вы думаете, какова была эта реакция?
6. В конце XIX в. в ряде европейских стран были проведены следующие реформы:
а) узаконено право рабочих на создание профессиональных союзов (в Великобритании в 1871 — 1875 гг., во Франции — в 1884 г.);
б) предприняты меры, улучшающие условия труда рабочих (закон 1878 г. в Великобритании ограничил продолжительность рабочей недели 56 часами; в 1884 г. в Австрии был запрещен труд детей в возрасте до 12 лет, а воскресенье объявлено выходным днем; в 1892 г. во Франции рабочий день подростков был ограничен 10 часами, а женщин — 11 часами);
в) в Германии в 1883—1884 гг. впервые в истории были приняты законы о страховании рабочих по болезни и несчастному случаю (аналогичные законы были приняты в 1888 г. в Австрии, в 1893 г. — в Италии, в 1898 г. — во Франции);
г) в Германии впервые в истории в 1889 г. был принят закон о пенсиях для торговых, промышленных и сельскохозяйственных рабочих.
Какую цель преследовали правительства, проводя эти законы в жизнь?
7. Программу какого политического направления отражали эти законы?
4. На последнем этапе урока изучается история Парижской коммуны. Учитывая достаточно объемный предыдущий материал, учитель может дать краткую информацию об этом событии, а более подробно учащиеся познакомятся с ним по учебнику дома.
1. Познакомьтесь с событиями Парижской коммуны и ответьте на вопросы: что явилось причинами и поводом восстания? Какова была программа реформ, выдвинутая восставшими? Каковы были итоги восстания?
2. Изучите по учебнику националистическое движение в европейских странах, выясните, каковы были его основные идеи. В каких странах оно распространилось наиболее широко? Объясните, почему это произошло.