Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Общество и искусство - Век европейской культуры
Внутрипредметные связи. Различия между народной культурой и культурой высших слоев общества до XIX в. Академическое искусство. Романтизм.
Основные факты и понятия. Приобщение низших классов к культурным достижениям. Нобелевские премии. Возрождение Олимпийских игр. Появление музеев. Эклектика. Реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм.
План урока
1. Изменения образа жизни людей в XIX столетии.
2. Изменения в архитектуре.
3. Литература XIX в.
4. Изобразительное искусство: реализм и барбизонская школа, импрессионизм, постимпрессионизм.
При подготовке к уроку следует иметь в виду, что параграф учебника достаточно объемный. Задача учителя состоит в том, чтобы в общих чертах познакомить учеников с особенностями различных направлений и стилей, а конкретные примеры, иллюстрирующие их, он выбирает по своему усмотрению.
Если есть возможность, целесообразно изучать данный параграф на двух уроках. В этом случае на первом уроке речь пойдет об образе жизни, досуге, об изменении облика городов (с. 243—244 в учебнике), а на втором — о литературе и изобразительном искусстве (с. 248—257 в учебнике).
Ход урока
1. Урок начинается с беседы, в ходе которой учащиеся должны уяснить изменения, произошедшие в образе жизни людей в течение XIX в. Для этого целесообразно вспомнить, как жили люди до XIX в.
1. Какие изменения в политической и экономической жизни общества произошли на протяжении XIX в.?
2. Как они повлияли на изменение образа жизни?
3. Почему люди стали активнее и быстрее перемещаться?
4. Что способствовало значительному расширению кругозора, восприимчивости ценностей культуры?
5. Почему люди стали активнее участвовать в политической жизни?
6. В Средние века и первый период Новой истории (1500—1800) существовала пропасть между культурой высших и низших классов. В XIX в. низшие классы начали приобщаться к высокой культуре, а образованные люди из высших классов оценили достоинства народной культуры. Подумайте, почему это происходило именно в XIX в.
Далее учитель характеризует новые явления в повседневной жизни:
1) большая популярность музыкальных и драматических театров;
2) появление новых государственных праздников;
3) вручение Нобелевских премий;
4) возрождение Олимпийских игр;
5) возникновение художественных музеев;
6) появление граммофона;
7) рождение кинематографа.
Если тема изучается на двух уроках, целесообразно предложить учащимся подготовить сообщения на эти темы.
2. Изменения в архитектуре также тесно связаны с изменениями в повседневной жизни. Во второй половине XIX в. в архитектуре воцарилась эклектика. Этот вопрос целесообразно изучать на основе иллюстративного ряда. Некоторые иллюстрации есть в учебнике (с. 246—247, 264—267, 275). Предлагаем два варианта изучения вопроса.
Первый вариант
В сильном классе (или если тема изучается на двух уроках) после объяснения термина «эклектика» можно предложить набор иллюстраций из заданий 9 и 11 на с. 93, 96—97 в рабочей тетради.
Задания для практической работы
1. Расскажите о назначении зданий, активно строившихся в городах.
2. Докажите, что изображенные на иллюстрациях здания являются эклектичными.
3. Назовите архитектурные стили, присутствующие в оформлении этих зданий.
Второй вариант
Учитель рассказывает об архитектуре, опираясь на иллюстрации учебника (с. 246—247). Необходимо подчеркнуть следующие ее характерные черты:
1) массовое строительство жилых и производственных зданий;
2) преобладание эклектики;
3) перепланировка и расширение городов;
4) повышение этажности построек и появление первых небоскребов;
5) строительство зданий из стекла и металла.
3. Далее изучается литература XIX в., для которой было характерно появление реализма. В учебнике перечислены имена писателей и их произведения. Учитель дает краткую информацию по этому вопросу. Можно также использовать фрагмент документа.
Прочитайте отрывок из предисловия к «Человеческой комедии» О. де Бальзака (с. 259 в учебнике) и докажите, что произведение написано в духе реализма.
Если литературе и изобразительному искусству посвящен отдельный урок, целесообразно подобрать отрывки из произведений, отражающие реальную жизнь современной писателям эпохи. Это познакомит учеников с особенностями творчества реалистов и более глубоко покажет различные стороны жизни общества XIX в. Можно использовать произведения Э. Золя. Два отрывка из его романа «Дамское счастье» приведены в рабочей тетради (с. 50—51, 93).
4. Hа последнем этапе урока изучается творчество художников XIX в. Учитель дает общую характеристику живописи этого периода, а затем более подробно останавливается на творчестве отдельных художников или направлений (по своему выбору). Целесообразно обращаться к репродукциям, помещенным в учебнике (с. 249—257). Также можно использовать иллюстрации в задании 10 на с. 94—95 в рабочей тетради.
В процессе работы желательно заполнить таблицу в задании 7 на с. 92 рабочей тетради либо использовать следующие вопросы и задания:
1. Прочитайте отрывки из документов на с. 260 учебника и ответьте на вопрос к ним.
2. Как вы понимаете слова Г. Курбе, написавшего о своем творчестве: «Передать нравы, идеи, облик моей эпохи согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но и человеком»? Сопоставьте эти слова с его картинами (см. в учебнике репродукции «Похороны в Орнане» и «Встреча»). Можно ли назвать его романтиком? реалистом?
3. К. Моне так говорил о своих работах: «Это просто впечатления, которые я получил и пережил сам». К какому направлению или стилю живописи относился этот художник? Попробуйте с помощью репродукций его картин в учебнике (с. 252) объяснить его слова.
4. Публика, пришедшая в 1874 г. на первую выставку импрессионистов, осталась недовольна. Она решила, что ей подсунули мазню. Объясните, почему это могло произойти.
5. В одной книге об импрессионистах написано: «Все они были бедны, талантливы, еще не слишком известны, но больше всего их объединял общий взгляд на мир: они умели смотреть... краем глаза». Попробуйте сами посмотреть на предметы краем глаза. Какими они вам покажутся: четкими или нет, твердыми или мягкими, гладкими или шершавыми; сможете ли вы определить, какого точно они цвета? Посмотрите на картины импрессионистов и скажите, прав ли был автор приведенного высказывания?
6. Сравните картины импрессионистов и постимпрессионистов. Можно ли считать последних продолжателями импрессионизма? Обоснуйте свое мнение примерами.
Творческие задания. 1. Представьте, что вы европеец (англичанин или француз) конца XIX в: опишите, как и где вы можете проводить свободное время. 2. Изучите творчество одного из художников XIX в. и подготовьте о нем небольшое сообщение (в рассказе постарайтесь использовать репродукции картин).
Ответы на кроссворд, помещенный на с. 98 рабочей тетради. 1. Коро. 2. Роман. 3. Прогресс. 4. Попов. 5. Грей. 6. Минье. 7. Образование. 8. Салон. 9. Вагнер. 10. Фарадей. 11. Ампер. 12. Дега. 13. Постимпрессионизм. 14. Пантеон. 15. Тесла. 16. Физиология. 17. Микробиология. 18. Давид. 19. Импрессионизм. 20. Ранке. 21. Физика. 22. Кант. 23. Термодинамика. 24. Ом. 25. Стога. 26. Психология. 27. Курбе. 28. Моне. 29. Биохимия. 30. Орсэ. 31. Гаусс. 32. Милле. 33. Барбизон. 34. Джоуль. 35. Генетика. 36. Тьер. 37. Уран. 38. Дифтерия. 39. Реализм. 40. Домье. 41. Нобель. 42. Мане.