Завершение эпохи национальных войн - Национальные войны и «революции сверху»

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Завершение эпохи национальных войн - Национальные войны и «революции сверху»

Внутрипредметные связи. Внешняя политика Наполеона III. Процесс объединения Германии и деятельность Бисмарка.

Основные факты и понятия. Январское восстание 1863 г. в Польше. Союзничество России с Францией, а затем с Пруссией. Причины и повод франко-прусской войны (1869—1871), ее итоги для Франции, Германии и Италии. Отмена статей Парижского мирного договора.

План урока

1. Европейские международные отношения в 60-е гг. XIX в.

2. Причины, повод и ход франко-прусской войны.

3. Итоги войны.

Ход урока

1. В начале урока учитель характеризует европейские международные отношения в 60-е гг. XIX в. По ходу изложения материала можно использовать схему «Международные отношения в 60-е гг. XIX в.». Названия стран помещаются на схеме согласно их географическому расположению друг относительно друга. Одним из самых активных участников международных отношений того времени была Франция. На схеме видно, что у Франции были противоречия со всеми ведущими государствами, кроме России. Именно с Россией в 1859 г. был заключен тайный договор. Однако он просуществовал недолго и был разорван Францией в 1863 г. из-за польского восстания. После польского восстания происходит сближение России и Пруссии (договор 1863 г.). На схеме учитель стирает стрелку, соединяющую Россию и Францию, и рисует стрелку, соединяющую Россию и Пруссию.


Международные отношения в 60-е гг. XIX в.



2—3. Далее изучаются причины и повод франко-прусской войны. Работа строится на основе беседы с учащимися, в ходе которой выясняются причины войны.

image68

1. Какие земли в Европе были объектом противоречий Франции и Германии? Покажите их на карте.

2. Почему обострились противоречия между Францией и Германией в 60-е гг. XIX в.? С какими событиями в истории Германии это было связано?

3. Какие союзники могли быть у Франции и Германии в этой войне?

Далее учащимся предлагается прочитать в § 24 пункт «Эмская депеша».

image67

Определите, о чем идет речь в тексте: об одной из причин или о поводе к войне. Обоснуйте свое мнение.

После обсуждения результатов работы учитель кратко рассказывает о ходе военных действий и об итогах войны. Целесообразно обратить внимание учеников на репродукцию в учебнике (с. 225), показывающую церемонию провозглашения Вильгельма I германским императором в Зеркальном зале Версальского дворца.

Подводя итоги, учитель обращает внимание учеников на крупный дипломатический успех России, связанный со сложившейся международной обстановкой, — в октябре 1870 г. министр иностранных дел России A. M. Горчаков объявил о том, что Россия больше не считает себя связанной условиями Парижского мира.

Творческое задание. Прочитайте выдержки из конституции Германский империи 16 апреля 1871 г. Ответьте на вопросы и выполните задания.

«Его Величество Король Прусский, от имени Северо-Германского Союза, Его Величество Король Баварский, Его Величество Король Вюртембергский, Его Королевское Высочество великий герцог Баденский и Его Королевское Высочество великий герцог Гессенский, стоящий также во главе тех частей герцогства, которые расположены по Рейну к югу от Майна, заключаем вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской Империей. <...>

II. Имперское законодательство

4. Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев; сверх того, определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские, земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями. <...>

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и его морского флага и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи...

Каждый член союза может представить столько уполномоченных в союзный совет, сколько он имеет голосов. <...>

7. Союзный совет постановляет решения:

1) о предложениях, вносимых в рейхстаг, и о принятых последних решениях;

2) об административных предписаниях и инструкциях. <... >

IV. Президентство

11. Президентство в союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора. Император является представителем империи в международных отношениях; от имени империи объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.

Для объявления войны от имени империи требуется согласие союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы. <... >

V. Рейхстаг

20. Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов... Общее число депутатов составляет 382...

22. Прения в рейхстаге происходят публично...

23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в пределах имперской компетенции...

24. Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов... »

image69

1. Какие германские государства вошли в состав Германской империи? Изучите по карте, как изменилась территория Германского государства по сравнению с 1866 г.

2. Составьте схему органов государственного управления Германской империей.

3. Какие вопросы были в ведении общегосударственных органов? Объясните, почему именно они были вынесены в общее ведение.

4. Какие демократические элементы присутствовали в системе государственного управления?


Ответы на кроссворд, помещенный на с. 87 рабочей тетради. 1. Сольферино. 2. Гарибальди. 3. Тоскана. 4. Савойя. 5. Кавур. 6. Возрождение. 7. Маджента. 8. Рим. 9. Пьемонт. 10. Венеция. 11. Ницца. 12. Турин. 13. Модена.

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 88 рабочей тетради. 1. Грант. 2. Рабовладение. 3. Ричмонд. 4. Ли. 5. Линкольн. 6. Плантация. 7. Президент. 8. Хлопок. 9. Реконструкция. 10. Геттисберг. 11. Самтер. 12. Гомстеды.






Для любых предложений по сайту: [email protected]