История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в. - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора.
План урока: 1. Народнические организации второй половины 60-х — начала 70х гг. XIX в. 2. «Хождение в народ». 3. «Земля и воля»: политическая программа и особенности тактической деятельности. Раскол «Земли и воли». 4. Первые рабочие организации. 5. Деятельность «Народной воли». Убийство Александра II.
Основные знания: появление подпольных народнических организаций, их программа и тактика; деятельность кружка С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и ее неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины ее раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций.
Основные понятия: нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.
Основные даты: 1874—1875 гг. — «хождение в народ»; 1876—1879 гг. — деятельность революционной народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. — раскол «Земли и воли».
Персоналии: С. Г. Нечаев; С. Н. Халтурин; А. И. Желябов.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
Методические приемы организации урока Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
1. Первый вопрос учитель излагает сам. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг.»:
Название |
Время деятельности |
Политические цели |
Практическая деятельность |
Рассказывая о деятельности общества «Народная расправа», необходимо использовать документ, помещенный в конце § 26, организовав беседу по вопросам к документу.
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.
3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют схемы в рабочей тетради (задания 4 и 6 § 26). Учитель может использовать выдержки из программы «Земли и воли», составленной не ранее конца 1876 г.:
Признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историею экономического и политического народного идеала, а с другой — что коренные черты характера русского народа настолько социалистичны, что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы думаем, что деятельность наша должна опираться на следующие основания.
1). Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля отчуждается в частную собственность; по народному понятию «земля Божья», каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения.
2). Существующий ныне государственный строй противоречит духу русского народа, который в течение истории доказал свое стремление к полной автономии общин и свободной интеграции общин в волости, губы, земли и т. п. Поэтому мы должны добиваться перенесения всех общественных функций в руки общины, т. е. о полном ее самоуправлении...
3). В состав теперешней России входят такие местности и даже национальности, которые тяготятся этим объединением и при первой возможности готовы отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Поэтому мы не должны препятствовать разделению теперешней Российской империи на части соответственно местным желаниям. <...>
Из предыдущего вытекают две главные общие задачи , на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера и 2) ослабить, расшатать, т. е. дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.
Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.
А. Часть организаторская
а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе вышеизложенной программы...
б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера...
в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений среди крестьянского населения этих районов.
г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местностях разбойничьих шаек...
д) Заведение... связей в центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных...
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации.
ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.
з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.
Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и организации в войсках, и главным образом среди офицерства.
б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.
в) Систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства.
г) В дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок.
Каковы основные требования, выдвигаемые программой? Какие принципы лежат в основе этих требований? В чем специфика практической деятельности этой организации? Что вам нравится и что не нравится в программе «Земли и воли»?
4. Четвертый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 26 и выполняя задание 5 в рабочей тетради (§ 26). Можно выполнить эту работу в качестве домашнего задания.
5. Пятый вопрос учитель излагает сам. Рассказывая об убийстве Александра II, необходимо использовать иллюстрацию на с. 168 учебника:
Первое марта падало на воскресенье, и Лорис-Меликов убедительно просил царя не ездить на парад в этот день ввиду возможности покушения. Тем не менее Александр II поехал, отшутившись, что гадалка предсказала ему смерть при седьмом покушении, а теперь, если будет, то только шестое.
На набережной, по которой следовал императорский кортеж, было малолюдно. Мальчик волок по снегу корзину, навстречу кортежу шел офицер, на тротуаре стоял молодой человек со свертком в руках. Когда императорская карета поравнялась с ним, он бросил свой сверток под ноги лошадей. Раздался взрыв, поднявший завесу снега и дыма. Двое случайных прохожих остались лежать на мостовой. Несколько черкесов из конвоя были ранены. Император не пострадал. Человека, бросившего бомбу, тут же схватили. Несмотря на настоятельные убеждения кучера не выходить из кареты — он утверждал, что в слегка поврежденном экипаже можно еще доехать до дворца, Александр II все-таки вышел. Он считал, что военное достоинство требует оказать помощь раненым, сказать им несколько ободряющих слов. Александр подошел к бомбометателю (это был член рабочей организации «Народная воля» Николай Рысаков) и спросил его о чем-то. А в это время к императору устремился другой молодой человек... Игнатий Гриневицкий сделал все, чтобы избежать случайностей. Он метнул бомбу под ноги Александру II лишь тогда, когда между ними оставалось несколько шагов. Вновь набережная окуталась дымом и снежной пылью. Через минуту-другую взорам ошеломленных людей предстало ужасное зрелище: на мостовой лежал император, правая нога его была оторвана, левая разбита, бесчисленные раны покрывали лицо и голову. Ранение было смертельным.
В заключение урока учащиеся обсуждают проблемы, сформулированные в задании 7 в рабочей тетради (§ 26).
Домашнее задание: § 26 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 2, 3, 5 § 26 в рабочей тетради. Повторить § 5, 12, 14 (Кавказская война, освоение Русской Америки, Крымская война).