Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Повседневная жизнь европейцев - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Повседневная жизнь европейцев: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI—XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV—XV вв. Чем эти изменения были вызваны? |
Развитие умений учащихся |
Уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; при работе в группе взаимодействовать с товарищами: слушать, доказывать свою точку зрения; принять другую точку зрения, если она более убедительна; предъявлять результаты своей работы |
Основные понятия и термины |
Повседневность, канон |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 6. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Детская энциклопедия. — Т. 8; Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия (любое издание). Разделы: Ренессанс. Реформация. Тридцатилетняя война. Мода эпохи Людовика XIV. Рококо (с. 139—222, издание 1987 г.).М. Твен. Принц и нищий. М. Сервантес. Дон Кихот. |
Комментарии к технологической карт.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
После подведения итогов знаний учащихся об изменениях в составе европейского общества и причинах этих изменений учитель задает вопрос: что вы знаете о повседневной жизни людей раннего Нового времени? Вполне вероятно, что учащиеся смогут частично ответить на этот вопрос, используя знания, полученные из внешкольных источников: художественной литературы, кинофильмов и т. д. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает дополнить эти знания и систематизировать их в ходе урока. Он знакомит семиклассников с темой урока, планом урока и познавательным заданием.
Объяснение нового материала может соответствовать плану урока. Приведем некоторые данные, использование которых поможет создать более яркую картину повседневной жизни европейского населения в эпоху раннего Нового времени.
Рассказывая о высокой смертности населения от эпидемий, можно сообщить, что в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев. В XVII в. в 1624—1630, 1634—1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны вспышки чумных заболеваний особенно сильными были в немецких землях, где потери населения от эпидемий и войны составили 60—75% (12—13 млн. человек), при этом 60% погибших приходилось на долю сельских жителей.
Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Страшный зерновой кризис в XVI в. пережили Франция и Германия, а затем все Средиземноморье. Крестьянская война 1524—1525 гг. в немецких землях стоила жизни более чем ста тысячам человек. В таких условиях население росло медленно.
Говоря о высокой смертности среди населения, следует отметить особенно высокую смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.
Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения можно предложить учащимся заранее подготовленную таблицу:
Численность европейского населения |
Численность населения некоторых европейских стран в XVII—XVIII вв. |
|||
Век |
Численность населения (млн. человек) |
Страна |
Численность населения (млн. человек) |
|
в XVII в. |
в XVIII вв. |
|||
Начало XVII в. |
95 |
Франция |
около 20 |
около 26 |
Начало XVIII в. |
130 |
Англия |
около 5 |
свыше 6 |
Начало XIX в. |
190 |
Пруссия |
свыше 1 |
свыше 5,5 |
Испания |
около 7,5 |
около 10,4 |
В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 78,5% дохода, из них 49,4% — на хлеб; 11,4% — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее — 10,1%.
Следует подчеркнуть различия в структуре питания в зависимости от региона и социального положения личности.
Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVI в.)
В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные — только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы — пища крестьян, вода или сыворотка — их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик, после того как няня ее хорошо разжует... Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.
Но чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.
Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.)
По возвращении во дворец... парадный обед. Он сервирован в одной из передних комнат... за маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой... Не будем подробно останавливаться на меню — это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний — тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле... Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т. е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом... Затем появляются четыре вида закусок... куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких — из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт — дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.
Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.
При рассказе о моде в эпоху раннего Нового времени следует использовать репродукции картин художников: портреты, жанровые сцены, натюрморты — все это позволяет сформировать у семиклассников живые образы времени.
После ответа на познавательное задание следует проверить усвоение материала по вопросам, предложенным в методическом аппарате учебника. В качестве домашнего задания семиклассникам следует предложить составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье. При этом следует составить два варианта меню: первый — для XVI—XVII вв., второй — для XVIII в. Такое задание позволит также проверить усвоение учащимися динамики изменений в структуре питания, связанных с Великими географическими открытиями и постепенным ростом урожайности.
Материал для дополнительного чтения посвящен Лондону. В дальнейшем учащиеся познакомятся с Римом и Парижем. Рисунки, помещенные в учебнике, позволяют выделить черты различия и сходства между городами Нового времени и Средневековья. Для сравнения следует вернуться к знакомой по курсу истории Средних веков картине «Площадь средневекового города». В рабочей тетради приводится извлечение из книги Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника», позволяющее судить о состоянии улиц, дорог, освещения, уличного движения Парижа в эпоху раннего Нового времени.
Можно предложить учащимся — по желанию — выполнить дополнительное задание: используя материал для дополнительного чтения в учебнике и фактический материал из рабочей тетради, заполнить таблицу:
Черты средневекового города |
Черты города Нового времени |
Город окружен крепостной стеной |
Городское строительство вышло за рамки крепостной стены |
Улицы в основном очень узкие, площади маленькие, тесные |
Появились широкие улицы и более просторные площади |
Очень мало общественных зданий: собор, ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов |
Появляется много общественных зданий: большое число соборов, ратуша, увеличивается число госпиталей, сиротские дома, больницы и т. д. В крупных городах есть биржа, банки, крытые рынки |
Знать проживала за городской чертой в своих владениях |
Строятся многочисленные дворцы, особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа |
Готический архитектурный стиль применялся только при постройке общественных зданий и дворцов |
Жилые дома, особняки и дворцы строятся в соответствии с господствующим архитектурным стилем (барокко, рококо) |