Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ - КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ - КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)


УРОК 29. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени:
1. Земля должна принадлежать государству. 2. Особенности сельской жизни: деревенская община. 3. Государство регулирует хозяйственную жизнь. 4. Государство регламентирует жизнь подданных посредством сословных порядков. 5. Города под контролем государства. 6. Религии Востока — путь самоусовершенствования. Конфуцианство, буддизм, синтоизм.
Возможная личностно значимая проблема: разумность конфуцианского «принципа середины» и взаимная ответственность власти и народа

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI—XVII вв. и делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI—XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества. 2. Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня? 3. В Японии крестьяне, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы — вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы — вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии.
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах или заочное путешествие.
Приемы деятельности учителя. Вариант 1: рассуждение, объяснение, рассказ, беседа, обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности. Вариант 2: организация и проведение групповой работы (групповая работа может сочетаться с ролевой игрой). Вариант 3: сюжетный повествовательный рассказ путешественников

Развитие умений учащихся

Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; участвовать в дискуссии; предъявлять результаты выполненного учебного задания. Варианты 2 и 3: учатся коммуникации, совместной работе в группе; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать

Основные понятия и термины

Самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 28. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы:Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии.— М., 1997. Я. М. Свет. По следам путешественников и мореплавателей Востока: Очерки.— М., 1955


Комментарии к технологической карт.

Урок начинается с проверки домашнего задания, которая проводится по вопросам из методического сопровождения параграфа и поставленным на уроке проблемным и познавательным заданиям. Учащимся также могут быть предложены карточки с индивидуальными заданиями.

1. Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке? Ответ запишите в виде таблицы:


Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности

Ограничения в области торговли


2. Установите соответствие между «а» и «б»:

«а»


«б»


Коррехидор
Самбо
Креолы
Алькальд
Кредитор
Латинская Америка


1.

Родившиеся в колониях «чистокровные» — потомки европейцев.

2.

Председатель городского совета, судья.

3.

Человек, дающий в долг.

4.

Королевский чиновник.

5.

Потомки от смешанного брака индейцев и чернокожих.

6.

Страны, расположенные в Южной Америке и южной части Северной Америки, а также острова в Карибском море


Перед изучением нового материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: какие формы политической власти существовали в странах Востока в эпоху Средневековья? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

Затем учитель знакомит семиклассников с новой темой и планом урока и предлагает каждому выбрать интересующую его проблему.

Несколько слов о методологических подходах к изучению темы.

Приступая к изучению традиционных обществ Востока (под словом «Восток» имеются в виду прежде всего страны Азии и Африки), учитель должен исходить из того, что многие характеристики отношений между людьми и государством и между самими членами общества на Востоке иные, нежели на Западе.

Учителю следует знать и особенность периодизации истории традиционного Востока — фактически она не совпадает с периодизацией истории Запада. Хотя начало колониальной экспансии было положено на рубеже XV—XVI вв. и не могло не оказать влияния на страны Востока, тем не менее влияние это было очень незначительным вплоть до XVIII в. включительно. Торговые связи между этими странами и Европой шли в одну сторону — в Европу, нуждающуюся в «колониальных» товарах. Европа еще не имела товаров, которые Востоку были нужны. Ситуация стала меняться только в XIX в., когда в Европе возникло индустриальное общество. Именно машинная индустрия стала ломать традиционный Восток, и ряд ученых придерживается точки зрения, что только в XIX в. для Востока завершается Средневековье.

Современная наука, в частности Л. С. Васильев, отмечает следующие факторы, влияющие на процесс развития Востока:

1) внешние факторы — природно-климатические — влияние на образ жизни зоны обитания людей; природные ресурсы, как минеральные, так и растительные; давление колониальных держав, колониальный капитал, выражающийся в торговых связях и капиталистическом рынке;

2) внутренние факторы — уровень развития данной этнической общности (общественное устройство, экономическое развитие и др.); религиозно-цивилизационный фундамент общества (в Китае, например, это конфуцианство, в Индии — буддизм и т. д.), от которого зависит характер и тип общества, его мировоззрение и культура; готовность к плодотворным заимствованиям; сила традиции и ее готовность к сопротивлению; сила опирающегося на традицию государства.

3) обстоятельства и исторические случайности (непредсказуемый исход военных столкновений, стихийные бедствия или, наоборот, благоприятное стечение обстоятельств). Эти факторы объясняют неоднолинейность исторического процесса.

Если же говорить об отношениях между личностью и государством, то все люди на Востоке, даже очень богатые, не мыслили себя иначе, чем покорными подданными.

Восточная традиция и государство не поощряли стремления к постоянному росту дохода, увеличению богатства и любой ценой гасили их в зародыше. Инициатива и предприимчивость не имели на Востоке почвы для расцвета. Собственники всегда стремились вложить свое богатство во владение землей — это было престижно.

Особая роль на Востоке принадлежит государству, которое в отличие от Запада никогда не выражало интересы одного только господствующего класса, а было верхушкой всего общества и ревностно следило за тем, чтобы все слои населения аккуратно платили налоги.

Сильное государство обеспечивало стабильность в жизни, но за это держало общество в узде. В итоге получается, что общество само хотело этой сильной власти и согласно было на бесправие, считая это в отличие от Европы нормой.

Семья, клан, община, каста, цех — все ячейки общества были приспособлены к нуждам государства, создавая устойчивую консервативную стабильность. Этой же задаче служили и религиозные учения — конфуцианство, буддизм, ислам, направленные на укрепление стабильности.

Возьмем, к примеру, сельскую общину. Ее организация была направлена на сохранение стабильности, гарантию которой крестьяне считали чуть ли не высшей ценностью, ибо любые изменения могли привести к чему-то непредсказуемому. Конечно, у наиболее бедных и обездоленных были стремления к уравнительному перераспределению собственности, но основная масса всегда стремилась к незыблемости традиций. Поэтому даже крестьянские восстания, когда они случались, были направлены не на ликвидацию существующего порядка, а на возвращение к старым традициям. Корень зла крестьяне обычно видели не в государстве, а в его представителях на местах — жадных и нерадивых чиновниках.

Таким образом, если для европейской истории Средневековье хронологически совпадает с феодализмом, то на Востоке Средневековье практически заканчивается в XIX в. Восток развивался иначе, чем Европа, шел по другому пути (линейно-прогрессивный путь Европы и спиральные циклы Востока). Но и в рамках этих спиральных циклов Восток развивался поступательно, и это проявлялось в усовершенствовании технологии, в использовании все новых ресурсов, в развитии науки и т. д. Можно вспомнить, что к началу Великих географических открытий именно Восток представлялся полунищим европейцам сказочно богатым. Он в действительности достигал иногда зажиточности, а то и процветания, стабильность общества гарантировала ему устойчивость. И хотя богаты были не все, но не было кричащей имущественной разницы (кроме тех, кому принадлежала власть). Важно было то, что каждый имел столько, сколько ему полагалось в связи с его положением в обществе.

Рассматривая вопрос о городах, следует сказать о пестром составе их населения, состоявшего из ремесленников, торговцев, чиновников, священнослужителей, военных, слуг, учащихся и ученых, врачевателей, нищих и пр. Каждый из этих слоев имел свои занятия. Поменять свое место в жизни на более престижное не могли из-за кастовых ограничений только в Индии, в других странах это никому не запрещалось. Социальная мобильность на традиционном Востоке была выше, чем в Европе, где ей мешали сословные перегородки. Особенно способные и настойчивые индивиды могли поменять свое положение.

Колониализм внес свою лепту в разрушение традиционного Востока в XVI—XVIII вв., но результаты этих разрушений были невелики. Часть восточных государств «закрыла» свои границы от европейцев, другие оказались его жертвами. По сути дела, до XIX в. Восток оставался почти неизменным (кроме таких мест, как Индия и Индонезия, где колонизаторы были хозяевами).

При первом варианте содержание урока ограничивается материалами учебника. Как правило, недостаток времени не позволяет использовать дополнительный материал. После объяснения учителя учащиеся предъявляют свои варианты решения познавательных и проблемных заданий.

При втором варианте урока учитель предлагает учащимся создать 6 групп, и каждая из них получает задание — прочитать определенную часть параграфа, а затем высказать свою точку зрения на поставленную проблему. Первые три группы для решения получают общую проблему № 1 (см. технологическую карту). Материалы для самостоятельного изучения: 1-я группа — раздел параграфа «Земля должна принадлежать государству»; 2-я группа — раздел параграфа «Деревенская община»; 3-я группа — разделы параграфа «Государство регулирует хозяйственную жизнь» и «Города под контролем государства»; 4-я группа — раздел параграфа о сословных порядках и решает проблему № 3; 5-я и 6-я группы знакомятся с религиями Востока (5-я группа — с конфуцианством и 6-я группа — с буддизмом) и решает проблему № 2.

Поскольку часть параграфа, с которой должна работать 3-я группа, содержит недостаточно материала, ей даются карточки с дополнительным содержанием. Приводим примерное содержание такой карточки — рассказ о восточном городе дается на примере Китая.

Как выглядел восточный город

В Китае города долго сохраняли средневековые черты. Как правило, две широкие улицы пересекали город с севера на юг и с запада на восток. Дома строились невысокие, большей частью из дерева. Снаружи они разрисовывались и покрывались лаком, в окна вставлялась бумага, стекло, слюда.

Богатые люди имели в городе усадьбы, дома располагались в глубине, а у ворот находились низкие строения, в которых жили слуги. По обе стороны улицы располагались всевозможные лавки, а для привлечения покупателей продавцы непрерывно кричали во все горло, расхваливая свой товар.

На каждом шагу встречались гостиницы, харчевни, палатки, где продавались вода, чай, фрукты и где мог отдохнуть уставший пешеход.

Улицы заполняли бродячие торговцы и ремесленники, уличные парикмахеры, писцы и сказители, нищие. Неудивительно, что на побывавшего в Китае испанского путешественника такое обилие народа на улицах произвело сильное впечатление. «Если бы бросили пшеничное зерно, оно не смогло бы упасть на землю»,— отмечал он.

Князья и сановники проезжали по улицам в окружении отрядов конницы, и толпа расступалась, чтобы дать им дорогу. Крупных чиновников слуги несли на носилках, и этих важных персон всегда сопровождала многочисленная свита.

В кварталах простолюдинов было очень грязно, а сами они, одетые в жалкие обноски, ютились в лачугах, а в южных речных городах жили на воде — в лодках с навесами.

Работа по ознакомлению с новым материалом регламентирована по времени: на самостоятельное знакомство с содержанием и обсуждением проблемы внутри группы — 10 минут, ответ каждой группы — 3—4 минуты, обобщение учителя, подведение итогов — 5 минут.

Возможен и такой вариант урока, когда каждая группа выступает от лица представителей какого-либо сословия или государственного чиновника: 1-я группа — государственные чиновники, рассказывающие, как государство распоряжается землей; 2-я группа ведет рассказ от лица крестьян, членов деревенской общины; 3-я группа — от лица торговцев; 4-я группа — от лица самураев, а 5-я и 6-я группы ведут рассказ от лица священнослужителей.

Третий вариант урока предусматривает рассказ учителя — заочное путешествие.

В случае нехватки времени можно отказаться от опроса или перенести рассказ о религиях Востока на следующие уроки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]