Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта - ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что Великая французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила начало формированию правового государства и гражданского общества. Учащиеся понимают, что революция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, повлияли на другие страны и континенты) |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите причины крушения якобинской диктатуры. Подумайте, почему она была так быстро и сравнительно легко уничтожена. 2. Среди историков существуют разные точки зрения: одни считают, что завершил революцию термидорианский переворот, другие утверждают, что ее концом стал государственный переворот 18 брюмера. Выскажите свою точку зрения на этот ответ и аргументируйте ее. 3. Оцените значение Великой французской революции для истории Франции и мировой истории. |
Развитие умений учащихся |
Учатся рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее полученные знания, давать характеристики историческим деятелям; оперировать понятиями и терминами |
Основные понятия и термины |
Умеренные, снисходительные, «бешеные», термидорианцы, Директория |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 26. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Карты «Борьба революционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.», «Западная Европа в 1789 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +.— 1995.— Т. 1.— С. 529—532. Е. Черняк. Судебная петля.— М., 1991 (глава «Лики террора»).Д. Мережковский. Наполеон. Е. Тарле. Наполеон. Э. Людвиг. Наполеон. Иллюстрации: Ж.-А. Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Ж.-Л. Давид. Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Буше. 19 брюмера: Бонапарт в Совете пятисот. Гравюры: Бовен. Победа Наполеона над турками при Абукере, 25 июля 1799 г. Ж.-Б. Грез.Наполеон Бонапарт, первый консул |
Комментарии к технологической карте
Урок представляет сложность из-за насыщенности материала и ряда дискуссионных вопросов, поэтому проверку домашнего задания следует ограничить вопросами, связанными с Декларацией прав человека и гражданина и Конституцией 1791 г. (реализация идей просветителей в этих документах), с установлением в стране республики и проблемой террора. Подведя итоги ответов учащихся, учитель знакомит их с темой и планом урока, предлагает выбрать для работы одно из проблемных заданий.
Для создания мотивации интереса на уроке учитель говорит:
«Французская революция открыла новую эпоху: она разрушила старый порядок, не стало сословий, традиционных повинностей крестьянства, собственности сеньоров на землю. Франция превратилась в республику. Но какова цена этого прогресса? Прогресс утверждался при помощи насилия и крови. Значит ли это, что насилие следует оправдать, если оно ведет к установлению более прогрессивного общества? Подумаем об этом вместе».
Первый вопрос рассматривается в рамках учебника. Рассказ о Дантоне несет в себе большую эмоциональную нагрузку, его можно дополнить более широкой характеристикой этого выдающегося политического деятеля, пользующегося и сегодня популярностью во Франции.
Жорж Жак Дантон (1759—1794), сын прокурора, с 21 года занимался адвокатской практикой в Париже и к началу революции был адвокатом в королевском суде. Обладая недюжинным ораторским талантом, исповедуя прогрессивные взгляды, он быстро добился популярности. Каковы же были его взгляды? Почему его называли «умеренным» или «снисходительным»?
Долгое время он являлся сторонником сохранения монархии, и даже после бегства короля в июне 1791 г. оставался на этих позициях. Затем Дантон сблизился с якобинцами и принял участие в демократическом движении. Популярность привела его на пост помощника прокурора Коммуны Парижа. Постепенно он становится сторонником республики и поддерживает восстание 10 августа 1792 г., свергнувшее монархию, после чего назначается министром юстиции в новом правительстве. О взглядах Дантона говорит текст его выступления в Конвенте в сентябре 1792 г. Поднявшись на трибуну Конвента, Дантон заявил: «Многие, даже самые честные граждане выражали опасение, что пылкие друзья свободы способны нанести непоправимый вред общественному порядку, сделав преувеличенные выводы из своих принципов. Итак, решительно откажемся здесь от всяких крайностей, провозгласим, что всякого рода собственность — земельная, личная, промышленная — должна на вечные времена остаться неприкосновенной». Дантон высказался также против диктатуры и предлагал карать смертной казнью каждого, кто выскажется в ее пользу.
В августе — сентябре 1792 г., в критические дни наступления интервентов на Париж, Дантон проявил недюжинную энергию и решимость, призвав народ на защиту революционного Отечества. Вы уже знаете его ставшие знаменитыми слова: «Чтобы победить, нам нужна смелость, смелость, еще раз смелость, всегда смелость!.. » В 1793 г. Дантон вошел в состав первого Комитета общественного спасения, став его фактическим руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внешней политики, он выступал поборником идеи «естественных границ», отвергая планы «революционной войны», т. е. насильственного уничтожения старых порядков в других государствах. Во внутренней политике он искал компромисс между борющимися партиями.
С осени 1793 г. дантонисты стали выступать как сторонники политической умеренности. Они требовали ослабления революционной диктатуры и возврата к конституционному порядку, отказа от политики террора, от максимума, смягчения всех репрессий со стороны правительства, создания комитета милосердия, свободы печати и пр. Их гнев был направлен против «ультрареволюционеров» — так дантонисты называли «левых» якобинцев и «бешеных». Но затем их нападки обрушились и на Робеспьера. Взгляды Дантона выражали интересы нарождавшегося класса предпринимателей, капиталистических собственников. Далее рассказ продолжается по учебнику.
Выслушав рассказ, учащиеся, пользуясь памяткой для характеристики исторического деятеля, составляют «портрет человека новой эпохи».
Второй вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы, цель которой — выяснение причин потери якобинцами народной поддержки.
Третий и четвертый вопросы объясняет учитель. Важно выяснить: почему так быстро пала якобинская диктатура? Является ли термидорианский переворот концом революции? Учащимся может быть предложено задание: «После ареста Робеспьера и его ближайших сторонников 9 термидора вооруженные отряды санкюлотов двинулись к тюрьме и освободили арестованных. Но Робеспьер и его друзья проявили нерешительность, дали противнику возможность собраться с силами и перейти в наступление, арестовать их вторично и казнить. Следует задать учащимся вопросы: как вы думаете, если бы Робеспьер действовал более решительно, смог бы он надолго удержаться у власти? Закономерно ли падение якобинской диктатуры или его можно было предотвратить?
Вопрос о войнах Директории может быть рассмотрен в трех вариантах: самостоятельная работа учащихся с учебником и картой на уроке, рассказ учителя и работа с картой, а при недостатке времени учитель только называет и показывает на карте основные военные действия, а дома учащиеся читают учебник и заполняют хронологическую таблицу.
Войны Директории
Годы |
Основные события внешней политики |
Итоги и значение |
Интересный и важный материал о Наполеоне Бонапарте вынесен для домашнего чтения, на это следует обратить внимание учеников.
Шестой вопрос объясняет учитель и проводит небольшую дискуссию по проблеме: какое событие следует считать концом революции?
По последнему вопросу проводится эвристическая беседа или самостоятельное чтение учениками материала учебника с последующим обсуждением.
Решение проблемных задач могло проходить по ходу урока, или ученики предъявляют результаты своей деятельности в конце занятия.
При подготовке к уроку рекомендуется использовать книгу Н. Эйдельмана «Мгновенье славы настает» (Л., 1989).
Эпоха ведет свой отсчет с 1789 г., нравится это или не нравится современникам, потомкам,— но это так. Прогресс несомненен, но и цена велика: цена крови во время революционных и наполеоновских войн, безжалостная мясорубка гильотины. Как быть? Можно ли оправдать?..
...Можно и должно,— отвечают многие историки и теоретики: абсолютизм и феодализм никогда не сошли бы сами со сцены: только насилие, разрушение Бастилии, якобинский террор могли расчистить поле для великого прогресса XIX—XX столетий...
Да, это правда. Но вся ли правда? Не следует ли отсюда, что нечего средства жалеть, коли цель хороша; что смешны и наивны те, кто отрицали, не принимали Марата, Робеспьера, Комитет общественного спасения, толпу, уничтожающую заключенных в парижских тюрьмах, расстрелянную Вандею, сожженный Лион?
Если б не было подобных людей, решительно не принимавших террор и кровь, то на первый взгляд прогрессу было бы легче пробиться; но более глубокие размышления откроют нам, что человечество, не думающее о средствах, о нравственных вопросах, немногого бы стоило: оно озверело бы, съело само себя, не смогло бы в конце концов воспринять тот самый прогресс...
Поэтому, признавая, что новый мир стоил крови, решительно не станем этому радоваться; в лучшем случае признаем: таков закон истории, по крайней мере в определенные эпохи. Жестокий закон, который «в природе вещей». Так же как — закон гуманности, сострадания, отвращения к пролитой крови: законы, чье действие усиливается или смягчается человеческой волею... (С. 156).
Революции являются составной частью исторического процесса, но они не являются цивилизованным методом решения всех противоречий. И в этом трагедия человеческого общества. Очень важно спросить учащихся, какой вывод для себя лично могут они сделать по содержанию этого урока и чему научились.