Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. КОНЕЦ XVII - ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII в.
Внутрипредметные связи.
1697-1718 гг. - правление шведского короля Карла XII.
1701 г. - провозглашение Пруссии королевством.
1697-1733 гг. - правление Августа II Саксонского.
1702-1714 гг. - правление Анны в Англии.
1642-1727 гг. - И. Ньютон, математик и естествоиспытатель.
План изучения нового материала.
1. Россия и крупнейшие страны Европы. Предпосылки реформ.
2. Начало правления Петра I. Великое посольство 1697-1698 гг.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Сравнение уровня развития ведущих стран Европы и России по тексту учебника.
Работа с исторической картой: показать территории России в конце XVII в.; определить территории, отторгнутые от России.
Исторические чтения: В. О. Ключевский или С. М. Соловьев о детстве Петра I.
Беседа по проблеме: каким, с вашей точки зрения, было детство Петра? Провести сравнительный анализ целей и результатов Великого посольства 1697-1698 гг.
Урок 47. Начало Северной войны
Внутрипредметные связи.
1701-1713 гг. - война за испанское наследство.
1702 г. - вступление шведов в Варшаву.
1704 г. - захват Гибралтара англичанами.
1707 г. - акт об объединении Шотландии с Англией.
План изучения нового материала.
1. Международная обстановка в начале XVIII в.
2. Начало войны. Поражение под Нарвой.
3. Создание регулярной армии.
4. Первые победы.
5. Строительство Петербурга.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Беседа по проблемам: как Петр I обосновывал государственные интересы России, начиная Северную войну? Какие качества проявил Петр I в начале своей государственной деятельности?
Творческое задание: рисунки, отражающие военную тему эпохи. Продолжить составление систематической таблицы «Поля славы российской».
Работа с исторической картой: сравнить территорию Северо-Запада России в XVI-XVII вв. и в начале XVIII в., сделать выводы.
Урок 48. Полтавское сражение
Внутрипредметные связи.
1709 г. - разгром англичанами французских войск при Мальплаке. Критическое положение Франции: расстройство финансов, голод.
План изучения нового материала.
1. Продолжение войны. Сражение у деревни Лесной.
2. Полтавское сражение.
3. Россия после Полтавской битвы.
4. Прусский поход Петра I.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Личность в истории: полководческий талант царя Петра.
Работа с исторической картой: показать, где происходили основные сражения Северной войны.
Урок 49. Победы русского флота. Окончание Северной войны
Внутрипредметные связи.
1713 г. - Утрехтский мир, окончание войны за испанское наследство. Гибралтар переходит под власть Англии. Отделение от Испании Бельгии.
1718 г. - смерть Карла XII.
План изучения нового материала.
1. Гангутское сражение.
2. Международное положение России после Гангутского сражения. Действия русского флота.
3. Конец Северной войны. Ништадтский мир.
4. Каспийские походы Петра I.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Личность в истории: продолжить обсуждение вопроса о полководческом таланте царя Петра I.
Проблемная беседа по материалам учебника и исторической карте: Россия до и после Северной войны.
Объяснить смысл выражения: Россия - морская держава.
Урок 50. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.
Внутрипредметные связи.
XVI в. - в Англии, а затем и в других странах Европы появляются мануфактуры.
1705 г. - в Англии построена паровая машина для подъема воды.
Конец XVII-XVIII в. - захват Англией большей части Северной Америки, части Гвианы, Индии, Австралии, Новой Зеландии.
1713 г. - Англия по Утрехтскому миру получила владения в Северной Америке, а также право торговли рабами в испанских колониях.
1720 г. - эпидемия чумы в Марселе.
План изучения нового материала.
1. Российские мануфактуры при Петре I.
2. Развитие российской торговли в первой четверти XVIII в.
3. Налоги и повинности населения.
4. Укрепление положения дворян при Петре I.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Анализ текста учебника и исторической карты: мануфактурное производство и торговля в России первой четверти XVIII в.
Словарная работа: мануфактура, налог, перепись населения.
Беседа по проблеме: необходимость платить налоги и бремя налогов.
Доклад ученика «Деятельность русского предпринимателя Демидова».
Урок 51. Восстания в царствование Петра I
Внутрипредметные связи.
1702-1704 гг. - восстание камизаров в Лангедоке (Франция).
1703 г. - волнения в Венгрии.
1709 г. - критическое положение во Франции после поражения при Мальплаке.
1715-1716 гг. - восстание в Шотландии.
1721 г. - казнь во Франции знаменитого разбойника Пьера Картуша.
План изучения нового материала.
1. Успехи и трудности Петровского времени. Причины народного недовольства.
2. Астраханское восстание.
3. Восстание под предводительством Булавина.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Беседа по проблеме: мероприятия Петра I в интересах Российского государства и причины народного недовольства.
Работа с исторической картой: показать территории астраханского восстания и восстания Булавина.
Решение исторической задачи: как отражались восстания в период царствования Петра I на состоянии страны в целом?
Урок 52. Реформы государственного управления
Внутрипредметные связи.
1714-1727 гг. - правление Георга I. Начало Ганноверской династии. Утверждение и развитие парламентского правления в Англии.
1718-1751 гг. - правление королевы Ульрики-Элеоноры в Швеции. Ограничение королевской власти аристократическим государственным советом.
1715-1774 гг. - правление Людовика XV во Франции.
1720 г. - неудачная попытка финансовой реформы во Франции.
1713-1740 гг. - правление Фридриха Вильгельма I Прусского. Улучшение финансового положения. Равномерное распределение податей. Организация войска и введение строгой дисциплины в прусской армии.
1713-1746 гг. - правление Филиппа V в Испании. Уменьшение податей, оживление торговли, организация войска и флота, усиление политического значения Испании.
План изучения нового материала.
1. Перестройка высших государственных органов.
2. Создание Сената.
3. Указ о престолонаследии.
4. Местное управление.
5. Табель о рангах.
6. Государство и Церковь.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Составление схемы: организация государственной власти при Петре I. Сравнение органов власти России XVII в. и первой четверти XVIII в.
Доклады учащихся о ближайших сподвижниках царя.
Беседа по проблемам: почему власть должна постоянно заботиться об укреплении государства? Удалось ли укрепить Российское государство Петру I?
Урок 53. Русская культура конца XVII - первой четверти XVIII в.
Внутрипредметные связи.
1699 г. - основание Лейбницем Берлинской академии наук.
1700 г. - учреждение Прусской академии наук.
1643-1727 гг. - И. Ньютон.
1646-1716 гг. - Г. Лейбниц.
1685-1759 гг. - Г. Гендель.
1685-1750 гг. - И.-С. Бах.
1678-1741 гг. - А. Вивальди.
1684-1721 гг. - А. Ватто.
План изучения нового материала.
1. Просвещение.
2. Издание книг.
3. Литература.
4. Живопись.
5. Архитектура.
6. Театр.
7. Развитие науки и техники.
8. Новое в быту.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Составление таблицы: «Достижения русской культуры конца XVII- первой четверти XVIII в.».
Доклады учащихся о выдающихся деятелях русской культуры Петровского времени.
Творческие работы: рисунки школьников на тему «Быт эпохи Петра I».
Составление синхронистической таблицы «Выдающиеся деятели культуры Западной Европы и России».
Урок 54. Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование Российской империи»
План урока.
1. Хозяйственная жизнь России в XVII в. и необходимость преобразований в XVIII в.
2. Преобразования Петра I для блага России.
3. Проблемы и трудности в процессе преобразований.
4. Петр I как человек и государственный деятель
5. Исследование отрывков из исторических документов этого времени
6. Чтение фрагментов поэмы А. С. Пушкина «Полтава», которые иллюстрируют это историческое событие.
7. Символы государственного суверенитета России.
Примерный минимум знаний учащихся по теме
Хронология
1703 г. - основание Петербурга.
27 июня 1709 г. - Полтавская битва.
27 июля 1714 г. - Гангутское сражение.
1721 г. - провозглашение России империей.
Внутренняя политика страны
Называть преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении и давать им оценку; выделять события первой четверти XVIII в., которые свидетельствуют о социальных конфликтах эпохи; знать факты из жизни выдающихся политических, военных и церковных деятелей страны; использовать карту при рассказе о ходе Северной войны; находить на исторической карте новые экономические центры; показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I; указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем; объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, император, синод, коллегии и др.
Внешняя политика страны
Находить в учебнике факты о деятельности Петра I как дипломата; понимать значение Северной войны для России: расширение политических и торговых связей, возрастание международного престижа России.
СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Российская регулярная армия при Петре I
Род войск |
Состав войск |
Пехота, кавалерия, артиллерия. |
Офицерский состав: дворяне. Солдатский состав: из крестьян и посадских людей по рекрутскому набору. |
Военно-морские силы России времен Петра I
Флот корабельный (парусный) |
Флот гребной (галерный) |
Назначение: для боя в открытом море. Состав: парусные корабли, вооруженные сильной артиллерией. Линейные корабли - самые большие по размерам и наиболее сильные по вооружению; трехмачтовые, две или три батарейные палубы; от 50 до 80 пушек; водоизмещение 800-1200 т; экипаж 300-500 человек. Фрегаты - трехмачтовые парусные корабли; 30-40 пушек (уступали в огневой мощи линейным кораблям, но превосходили в скорости); водоизмещение - 500-600 т; экипаж 80-110 человек. Шнявы, бриги - небольшие двух- или трехмачтовые корабли; 14-18 пушек; водоизмещение - 300-370 т; экипаж - 80-110 человек. |
Назначение: для боевых действий в прибрежных районах моря, для высадки десанта и поддержки сухопутных войск, действовавших на побережье. Галера - гребное судно, на каждой галере 16 пар весел. 19 орудий (на галерах балтийского флота). Экипаж 200-250 гребцов (по 6-8 человек на весло) и 40-50 матросов (для управления судном, обслуживания вспомогательного парусного оснащения, пушкари и др.). Скампавея - небольшая галера. 1-2 пушки. Экипаж - 100-150 человек. |
Вотчина и поместье в России после 1714 г.
До указа |
Указ Петра I от 1714 г. |
После указа |
Вотчина - наследственная собственность. Поместье - пользование землей при условии несения военной службы. |
Поместье приравнено к вотчине. |
Поместье передается по наследству. Обязательность службы для дворян сохранялась. |
Российское государство при Петре I
Император (с 1721 г.). |
|
Российская империя |
Сенат (с 1711 г.). |
(с 1721 г.). |
Коллегии (созданы в период с 1718 по 1721 г.). |
Самодержавная монархия. |
Синод (для управления делами Православной церкви в стране с 1721 г.). Генерал-прокурор (с 1722 г.). Губернаторы (управляют на местах, в 1708 г. в России 8 губерний). Главный магистрат (управление городами из центра). В городах выбирались городовые магистраты. 1722 г. - Табель о рангах (определяла систему чинов и порядок продвижения по службе). Учреждение орденов и медалей. |
Важнейшие события политической и культурной жизни России и зарубежных стран
Политическая история |
Культурная жизнь |
||
Россия |
Зарубежные страны |
Россия |
Зарубежные страны |
1682-1725 гг. - царствование Петра I. 1689 г. – Нерчинский договор России и Китая. 1696 г. – начало единоличного царствования Петра Великого. 1700-1721 гг. - Северная война. 1703 г. – основание Петербурга. 1707 г. – начало восстания Булавина. 1709 г. – Полтавская битва. 1714 г. – Гангутская победа. 1721 г. - Петр I - император России. 1725 г. – смерть Петра I. |
1685 г. – отмена Нантского эдикта. Ликвидация прав гугенотов. 1688 г. - «Славная революция» в Англии. 1689 г. - «Билль о правах». 1697-1718 гг. - правление Карла XII в Швеции. 1700-1713 гг. – война за испанское наследство. 1707 г. – окончательное присоединение Шотландии к Англии. 1713 г. – Утрехтский мирный договор. 1714 г. – начало правления Ганноверской династии в Англии. 1720 г. - чума в Марселе. |
1685 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве. 1701-1707 гг. – постройка Меншиковой башни в Москве. 1702 г. - «Ведомости» - первая газета в России. 1704 г. - начало русского театра. 1705 г. – Феофан Прокопович. «Владимир» (спектакль Киевской духовной академии). 1712-1733 гг. – строительство Петропавловского собора в Петербурге. 1714 г. - открытие первой публичной библиотеки в Петербурге. 1714 г. - церковь Спаса Преображения в Кижах. 1714 г. – открытие Кунсткамеры - первого музея в России. 1720-е гг. - И. Н. Никитин. «Портрет напольного гетмана». 1725 г. - открытие Академии наук в Петербурге. 1725 г. - первая камчатская экспедиция. |
1682 г. – основание Королевского шекспировского театра в Лондоне. 1687 г. – открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения. 1687 г. - «Большой Трианон» в Версале. 1699 г. – основание Лейбницем Берлинской академии наук. 1700 г. – учреждение Прусской академии наук. 1719 г. - Д. Дефо. «Робинзон Крузо». 1720 г. - Г.-Ф. Гендель во главе Королевской академии музыки в Лондоне. 1721 г. - И.-С. Бах. Бранденбургские концерты. 1725 г. - А. Вивальди. 12 концертов для скрипки с оркестром. |
Поля славы российской
Полководец |
Событие |
Результат |
Петр I, Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков. |
27 июня 1709 г. - Полтавское сражение. |
В честь победы в Петербурге сооружен Сампсониевский собор. |
Флотоводцы: Петр I, Ф. М. Апраксин. |
27 июля 1714 г. - морское сражение у мыса Гангут. |
В честь победы у м. Гангут и о-ва Гренгам в Петербурге сооружена церковь Св. Пантелеймона. |
Флотоводец М. М. Голицын. |
27 июля 1720 г. - морское сражение у о-ва Гренгам. |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
Юности честное зерцало
(1717 г.)
«Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать.
И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением не с ними в ряд, но немного уступая позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга...
Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами попрекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво...
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить...
Никто себя сам много не хвали и не уничтожай [не стыди] и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, расширяй более, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего без нужды не возвышай...
Всегда время пробавляй в делах благочестивых, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и чревоточины, которое с лености тучно бывает».
Вопросы. Какие нравственные правила изложены в документе? Как вы считаете, утратили ли они свое значение в наше время?
Духовный регламент
(1720 г.)
«Ибо учение доброе и основательное есть всякой пользы, как Отечества, так и Церкви, аки корень и семя и основание. Но сие накрепко наблюдать подобает, чтобы было учение доброе и основательное».
Вопрос. Согласны ли вы с точкой зрения, что доброе и основательное учение приносит пользу?
Из первых русских «Ведомостей»
(1703 г.)
«На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400... По велению Его Величества московские школы множаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили.
В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют.
Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядну, отчего чают немалую быть прибыль Московскому государству».
Вопросы. Какую информацию получает ученый-историк о жизни страны в 1703 г.? Что общего между газетой времен Петра I и современной газетой?
Прелестное письмо атамана Н. Голого в русские города и села
(июль 1708 г.)
«А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и которые неправду делают. А вы, голытьба, и вся идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите не опасайтеся: будут вам кони, и ружья, и платье, и денежное жалованье. <...> А вы, стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы, не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городы. А кто будет держать чернь и не будет пропускать, и тем людям будет смертная казнь».
Задания. Установите отношение атамана Голого и его сторонников к представителям государственной власти. Предположите, как отнесся Петр I к атаману и его сторонникам.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА
Приказ Петра I перед Полтавской битвой
«Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бранех Господь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
Реляция о случившейся морской баталии между российской авангардией и шведской эскадрой
«В 27 день (июля 1714) по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и токож утра приближася к неприятелю и указ дал пробиватца сквозь оного не огребая кругом, что с помощью Божией и учинено. И так безвредно, что толко одна скампавея стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все как суды так и люди без вреда прошли, хотя со всего флота (шведского) стреляли по наших над меру жестоко, от которой стрелбы у одного капитана толко ногу отбили. Когда адмирал прошел, тогда репортовал ево капитан камендор Змаевич, что он блоковал неприятеля. Потом, когда господин адмирал в то место прибыл, и учредил флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою швецкою эскадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного отаковать, которая отака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа. И хотя неприятель несравненную артиллерию имел пред нашими, однакож по зело жестоком супротивлении перво галеры одна по другой, а потом и фрегат флаги опустили. Однакож так крепко оборонялись, что не единое судно без обордирования от наших неотдалось. Шаудбейнахт (Эреншельд) опустил флаг, скочил в шлюпку с своими гранодерами и хотел уйтить, но от наших пойман, а именно Ингермоландского полку капитана Бакеева с гранодеры. Сею атакою командовали господин Шаудбейнахт карабельного флоту и генерал господин Вейд. Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито, тому при сем реестр».
«Блоковая неприятеля» - блокировал отряд шведского адмирала Эреншельда.
«Учредил флот к бою» - построил в боевой порядок в три линии.
«Отдался» - сдался без боя.
«Обордирование» - абордаж.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
С. М. Соловьев о детстве Петра I
«Трех лет остался Петр по смерти отца и с восшествием на престол старшего брата подвергся удалению, гонению вместе с матерью и ее родственниками. Спокойная, правильная обстановка во время младенчества способствует правильности развития, не ускоряет его в ребенке; напротив, печальная доля в младенчестве, гонения, бури способствуют раннему развитию в детях способных. Перед глазами постоянно печальная мать, толкующая с ближними людьми о своей выгоде, ссылке братьев, благодетеля Матвеева; ребенок пламенный, восприимчивый, питается, раздражается семейною враждою; то, что другие дети узнают только из нянькиных сказок, как злые родственники гонят невинных детей, как последние или гибнут, или торжествуют, то маленький Петр испытывает в действительности... Страшные кровавые сцены перед глазами, мучительная смерть родных, отчаяние матери, власть похищается, переходит в руки гонителей. <...>
Будучи одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенною красотою и живостию. Современники находили, что лицом был в материнскую родню, и особенно был похож на дядю Федора Кирилловича Нарышкина. Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».
Вопрос. Как детские годы Петра I повлияли на его последующую жизнь?
Письмо Петра I Конону Никитичу Зотову из Воронежа
(25 февраля 1709 г.)
«Господин Зотов! Книгу о Фортификации манера Блонделева, которую вы перевели, мы оную прочли; и разговоры зело хорошо и внятно переведены, но как учить Фортификацию делать, также в табеле мера не именована, футы или тоузы, то зело темно и непонятно переведено; который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешения или невнятность: и того ради надлежит вам в той книжке, которую ныне переводите, остеречься в том, дабы понятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но, точию сие выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее может быть».
Вопрос. Что узнает исследователь этого письма о Петре I?
С. М. Соловьев о Петре I и Карле XII
«Карл родился в 1682 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже высказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, гениальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не солдат, не завоеватель».
Вопрос. На чьей стороне симпатии историка С. М. Соловьева?
Интересные факты из истории Петровской эпохи
«Долгое время на Руси существовал «мартовский год», когда началом нового года было 1 марта. Следуя только что описанным путем, определим способ перевода дат и для этого стиля (для марта - декабря вычитается 5508, января - февраля - 5507).
Беда в том, что источники нередко пользуются одновременно и сентябрьским, и мартовским календарем. Не трудно представить, какие сложности порождают эти ситуации для исследователя, как много споров у историков о датах.
По сию пору не обнаружено какого-либо закона о переходе с мартовского на сентябрьский стиль. Впрочем, для XVI-XVII вв. можно почти безошибочно считать исключительное преобладание «сентябрьского года». Гораздо сложнее обстоят дела с более далекими веками. Вероятнее всего, примерно до XIV в. применялся нашими предками «мартовский год»...
До сих пор мы говорили о столетиях, годах, месяцах и днях. А как наши предки делили сутки? Это также важно знать историку.
Определяющими здесь были восход и заход солнца. Причем понятия суток не существовало - говорили и писали «день», имея в виду собственно дневное время и ночь. Сутки начинались в старину не в полночь, как теперь, а во время вставания людей ото сна, что совпадало с утренним богослужением («заутреней»).
Первый час дня обозначал, что люди приступают к своим делам. Полдень наступал в шесть-семь часов и т. д.
Зависимость от светового дня проявлялась и в том, что отсчет часов был неодинаков для разных сезонов. Весной и летом день начинался раньше, осенью и зимой - позднее. Так, в мае - июне первый час дня приходился на 15.30 нашего счета, а в ноябре - декабре примерно соответствовал нынешним 7.30-8 часам.
Отсчет часов и минут был известен нашим предкам давно. Еще в начале XV в. в Москве установили «часомер» - башенные часы с боем - «куранты». Ежечасно звучал удар молота в колокол, возвещавший дневное и ночное время. Секунды назывались «часцами»...
В русских документах до XVIII в. почти не встречаются арабские или римские цифры, которыми пользуются сегодня.
В средневековой Руси цифры передавались буквенными обозначениями на грековизантийский манер. За некоторыми исключениями в порядке алфавита шли по возрастающей и цифры. Буква «а» обозначала единицу, «в» - 2, «г» - 3, «д» - 4 (буква «б» не участвовала в обозначении цифр). Цифра 10 выражалась буквой «i», 20 - «к», 30 - «л». Начиная с «р» шли сотни ( «с» - 200, «т» - 300, «у» - 400). Тысячи выделялись особым добавочным знаком # внизу соответствующей цифры...
При Петре I провели денежную реформу. Впервые отечественная монета обрела вид правильного круга. Были выпущены деньги разного достоинства - от рубля до копейки (включая гривенники, пятаки и алтыны). Мелкую разменную монету чеканили из меди. Это были «денежки», «полушки». Вошла в «строй» и довольно тяжелая (8 г) медная копейка, вытеснившая позже серебряную.
Денежная система при Петре стала основываться на десятичном счете...
Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение - Герольдмейстерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских гербов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов...
Знакомясь с давними документами, грамотный нынешний школьник может подумать, что наши предки писали с невероятным числом орфографических ошибок. Некоторые ученые и Петра I объявляют безграмотным.
Однако следует знать, что в свое время не было строгих правил правописания. Чаще всего, как произносили и слышали слово, так его и писали. Существовали и местные особенности речи, что сказывалось на письме. Где окали, где акали, цокали, где смягчали окончания - и все это отражалось на языке документов.
Лишь к середине XVIII в. начинают складываться нормы правописания. Пунктуация внедрялась в письмо еще медленнее. Это последнее обстоятельство затрудняет правильное прочтение и понимание текстов...
Ложные документы появляются и в области международных отношений России. Наиболее опасным из них было пресловутое «Завещание» Петра I, в котором император будто бы провозглашал идею о завоевании мирового господства. Подделка была пущена в оборот во время подготовки похода Наполеона против нашей страны как свидетельство извечной «агрессивности» России, которую-де надо укротить. Эта ядовитая фальшивка не раз использовалась и позже. Правительство гитлеровской Германии не преминуло вытащить ее вновь на свет, чтобы «обосновать» нападение на СССР».
Преображенский А. А. История раскрывает тайны. - М., 1991.