История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
НАЧАЛО СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ - ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Учащиеся завершают знакомство с каменным веком и получают представление о начале века металлов. Рассматриваемый период - в археологии его делят на две эпохи: мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век) - длился от конца ледникового времени до начала обработки металлов, т. е. примерно от 13 тыс. лет назад до 6 тыс. лет назад.
В изучаемый период возникают скотоводство и земледелие, происходит грандиозный скачок от присвоения готовых продуктов к производящему хозяйству. Значение этого первого крупного экономического переворота в истории человечества настолько велико, что в науке за ним утвердилось название «неолитическая революция» (Приведенные термины «неолитическая революция», «неолит» и «мезолит» даны только для сведения учителя; на уроках они не употребляются). Человек научился выращивать полезные растения и животных, он сознательно и бессознательно стал менять природу растений и животных, создавая новые виды злаков и овощей, выводя новые породы скота. В тот же период люди создают новые, несвойственные природе материалы - керамику и ткани.
При изучении темы формируется представление о том, как и почему происходит распад родовых общий и возникает неравенство.
УРОК 1. НАЧАЛО СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Скотоводство и земледелие характеризуются как величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Однако долгое время новые занятия были подсобными, основными оставались охота и рыболовство (отсюда сохранившаяся угроза голода).
Содержание урока настолько велико, что учитель вправе отказаться от проверки домашнего задания.
План изучения:
1. Расселение людей к концу ледникового времени,
2, Изобретение плота и лодки, лука и стрел.
3. Зарождение производящего хозяйства,
4, Особенности мотыжного земледелия,
5, Возникновение ремесел.
6. Организация власти в родовой общине и в племени.
1. Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. Пользуясь самодельной картой (см. пособие, рис. 1), учитель рассказывает, что к концу ледникового времени была заселена Северная Европа и Америка (По последним данным, Новый Свет был открыт «колумбом каменного века» 30-40 тыс. лет назад (см.: Ларичева И. П. Палеоиндейские культуры Северной Америки. Новосибирск, 1976, с. 202)).
Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку. Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу.
Учитель подчеркивает, что Земля, освобождаясь ото льда, покрывалась глубокими озерами и полноводными реками. Продвигаясь по мере таяния ледника на север, люди стали нуждаться в средствах передвижения по воде.
2. Древнейшим средством передвижения по воде был плот. Пользуясь каменным топором (он был изобретен примерно в это время), люди срубали несколько длинных жердей, связывали их вместе и спускали на воду. Поверхность плота устилалась связками травы и тростника. Плот не тонет, на нем можно преодолеть большие расстояния. «Подумайте, - предлагает учитель, - чем неудобен плот как средство передвижения по воде. В каких условиях мог быть использован плот ив каких нет?»
Выслушав догадки учащихся, учитель объясняет, что на плоту передвигались либо в неглубоких водоемах, где отталкивались шестами ото дна, либо при движении по течению, скорость которого обычно невелика.
Древнейшие лодки изготовлялись из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. Тонкая кора надевалась на каркас из деревянных палочек, все отверстия тщательно заделывались. Корьевая лодка была легким судном, она быстро двигалась в любом направлении с помощью весел. Подумайте, каким недостатком обладала лодка из коры. (Корьевая лодка недолговечна; прочнее лодка, выдолбленная из целого бревна.) Лодка-долбленка также была изобретена первобытными людьми. Ее делали, например, из дуба, древесина которого обладает твердостью, не пропускает воду и мало поддается гниению. Долбленка не имела скамеек, в ней можно было сидеть на дне или стоять (О развитии водного транспорта см.: Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке, с. 261 и след).
Задание: Опишите древнейшие средства передвижения по воде. В чем достоинства и недостатки каждого?
Об изобретении охотничьего лука целесообразно рассказать, используя самодельные аппликации (см. пособие, рис.3): 1) дикий бык; 2) охотнику копьем; 3) дикий козел; 4) охотник с луком; 5) птица.
Рис. 3. Изобретение лука и стрел. Меловой рисунок и аппликации
«Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием,- говорит учитель, (Он рисует мелом условный пейзаж и прикрепляет аппликации 1 и 2.) - Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. (Учитель прикрепляет аппликацию 3.) Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?» Получив ответ, учитель продолжает: «Необходимо было создать оружие, которым можно поразить животное на расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой; они использовали это свойство. Так было сделано величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. (Учитель прикрепляет аппликацию 4.) Меткий охотник издалека, на расстоянии сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц (5)».
Задание: Повторите, какие преимущества дают лук и стрелы на охоте сравнительно с копьем и дубиной. На каких животных стала возможной охота после изобретения лука и стрел? Учащиеся усвоили ту мысль, что лук и стрелы - оружие дальнего боя. Дополняя, учитель может сказать, что скорость полета стрелы превосходит скорость полета копья в три раза (а чем выше скорость, тем больше внезапность удара), к тому же лук - первое оружие человека, обладающее прицельным качеством.
3. Рассказ о возникновении скотоводства и земледелия выигрывает, если сопровождать его работой с самодельными аппликациями (см. пособие, рис. 4): 1) собака; 2) охотники с луками и копьями; 3) кабан; 4) поросята; 5) козленок; 6) женщина-жница; 7) женщина, работающая на зернотерке; 8) женщина, работающая мотыгой.
Рис. 4. Возникновение земледелия и скотоводства. Меловой рисунок и аппликации
«Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад, - говорит учитель, рисуя хижины и обозначая границы поселка. - Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку (1), копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.
Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка (2) брали с собой собак (1), Те находили, например, логово дикой свиньи (3). Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок (4). Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому породят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами (5). Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.
Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог (6). Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней (7). На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие» (Для подобной реконструкции использованы черты жизни натуфийских племен, живших в Иордании и Палестине, - одном из древнейших районов земледелия. (См.: Возникновение и развитие земледелия. Отв. ред. В. Блаватский и А. Никитин. М., 1967, с. 10-15.) ).
Если учитель не сумеет подготовить аппликации, учащиеся рассмотрят рисунки на стр. 22 и 24 учебника.
Обратив внимание на карту (см. пособие, рис. 1), учитель говорит, что археологи открыли поселения древнейших земледельцев в областях, расположенных к югу от Каспийского и Черного морей, а также в некоторых других южных странах. Здесь было много солнечных дней в году, плодородные почвы.
Вопросы: 1. От какого более древнего занятия людей и как произошло скотоводство? Какие животные были приручены первыми? (В уроке не упоминается, что древнейшим домашним животным наряду с собакой (приручена около 10 тыс. лет назад) является кошка (приручена около 9 тыс. лет назад) (см. пособие, с. 178) ) 2. От какого более древнего занятия и как произошло земледелие?
Задание: Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.
Учитель обучает пятиклассников приему сравнения. «Для выполнения задания, - говорит он,- необходимо сравнить земледелие и скотоводство с более древними занятиями людей: собирательством и охотой. Что означает сравнить между co6oli два предмета?» Выслушав ответы, учитель объясняет: «Сравнить - это значит найти сходство и различие. В чем сходство между собирательством и земледелием?» Учащиеся не всегда справляются с заданием, и тогда учитель подсказывает линию сравнения: «С какой целью люди занимались собирательством и с какой земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу. «В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения». Получив ответы, учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. «Сотни тысяч лет,- отмечает учитель, - люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога, Жизнь людей улучшилась - население земного шара резко возросло».
4. Раскрывая трудности мотыжного земледелия, учитель предлагает рассмотреть рис. 1-3 (стр. 22). Он отмечает, что в те времена готовых полей почти не было. Поэтому мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие - мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной - из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины. (Если ведется работа с классной доской, учитель стирает изображение деревьев и прикрепляет аппл. 8.)
В заключение указывается, что в хозяйстве первобытных людей земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями, по-прежнему главными способами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство.
5. Учитель объясняет термин ремесло (учебник, стр. 22) и рассказывает об изобретении глиняной .посуды, прядения и ткачества. Работая с аппликациями, он прикрепляет в ходе изложения к доске фиг. 9 «женщина-гончар» и фиг. 10 «ткачиха» (эти аппликации можно взять из печатного пособия Ф. П. Коровкина или сделать от руки).
При отсутствии аппликаций учитель предлагает рассмотреть рис. 3-4 (стр. 23).
Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.
Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.
Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей (См.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1966, с. 103, 109-110).
6. С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.
Эти мысли частично конкретизируются с помощью словесной зарисовки.
Приходят к родовому старейшине перед охотой юноши и говорят:
- Скажи нам, куда лучше отправиться охотиться на Кабана: в ближайший лес или в дальний, за рекой?
- За свою жизнь,- отвечает старейшина, - я много раз ходил на кабана. Лучше идите в дальний лес: там вас ждет удача.
Ребята десяти-двенадцати лет с волнением рассказывают старейшине:
- Выехали мы в лодке на самую середину озера. Ударили гарпуном крупную рыбу. Вода окрасилась кровью и забурлила, едва лодка не перевернулась! Как только гарпун удержали в руках! И вдруг... сорвалась рыба. Отчего это, старейшина?
- Покажите мне ваш гарпун... Ну, конечно, гарпун старый, зубцы затупились, а рыба вам попалась сильная. Возьмите другой гарпун и снова отправляйтесь на озеро.
Учитель может рассказать и о том, как к старейшине пришли дети, только что вернувшиеся в поселок с корзиной грибов. Старейшина объясняет, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Подошедший к беседующим мужчина спрашивает, как ему вылечить побыстрее раненую руку, и старейшина называет целебную траву, которую надо прикладывать к руке.
Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно.
Раскрывая понятие племя, учитель сообщает о функциях совета старейшин; подчеркивается, что все мужчины племени были вооружены. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи. (При недостатке времени материал задается на дом без объяснения.)
Домашнее задание: § 4. Задание 2 к § 4. (Представьте себе, что вы пробыли в родовой общине несколько месяцев и видели, как выращивают зерно. Опишите все работы первобытных земледельцев, включите в свой рассказ названия орудий.