История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА - ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ - ДРЕВНИЙ РИМ
Наивысшее развитие рабовладельческого строя в Риме привело к наиболее острым формам классовой борьбы. Восстание Спартака было самым массовым и организованным из восстаний рабов в древнем мире. Восставшие стремились освободить как можно больше рабов в Италии и в конечном счете уничтожить оплот рабовладения - Рим.
Разрушить Римское государство рабы без поддержки крестьянства и провинций не могли. Но, несмотря на поражение, восстание имело большое значение. В экономическом отношении оно способствовало развитию колоната, а в политическом - падению аристократической республики.
Варианты начала урока: I. А 1-4. II. Б 5-6; А 4. III. A 4. IV. Б 1-6.
Вопросы и задания:
А. 1. Составьте заголовки пунктов § 48. Задание обычно не затрудняет учащихся, большинство понимает, что в заглавии пункта следует возможно полнее раскрыть его содержание (учащиеся, например, говорят, что для п. 5 заглавие «Римское войско становится наемным» удачнее, чем «Новый состав римского войска»).
2. Сколько лет прошло от конца второй Пунической войны до принятия земельного закона Тиберия Гракха? Начертите на доске «линию времени», обозначьте на ней необходимые даты. Объясните ход решения.
3. Чем можно объяснить, что в древнем Риме труд рабов находил широкое применение в разных отраслях хозяйства? В основе этого явления лежат две предпосылки: 1) низкий уровень развития техники, позволявший использовать на различных работах людей необученных и незаинтересованных в результатах своего труда; 2) дешевизна рабского труда (сравнительно с использованием труда свободных и мускульной силы животных). Отвечая на вопрос, учащиеся обычно самостоятельно высказывают вторую мысль, первая мысль сложнее и выявляется в ходе беседы: 1) Вспомните, какую работу обычно поручали рабам. («Самую тяжелую: на винодавильном прессе, в рудниках...») 2) Почему в древности во всех отраслях хозяйства гораздо шире, чем в наши дни, применялся тяжелый физический труд? («Не было машин, не была развита техника».) 3) Если бы в Риме существовал высокий уровень развития техники, мог ли труд рабов стать основой развития хозяйства? (Какие орудия труда можно было доверить рабам, а какие нет? Почему?)
Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что рабам доверяли только простые грубые орудия, обращению с которыми можно было научиться в короткий срок и которые трудно было сломать. В заключение учитель формулирует обе указанные выше предпосылки.
4. В 74 г. до н. э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака. Это было самое крупное восстание рабов в древности. Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло в Римской Италии.
- Объясните слово «крупнейшее». Какое восстание может быть названо крупнейшим? - Выслушав ответы, учитель указывает, что в восстании приняли участие многие тысячи рабов, оно продолжалось более двух лет и охватило всю Италию. Выполняя задание, учащиеся способны выделить следующие моменты: 1) непрерывные победоносные войны Рима (учитель может предложить использовать карту для приведения 2-3 примеров); 2) рост числа рабов и скопление огромной массы рабов в Италии (для подтверждения этой мысли учащимся предлагается вспомнить два-три изученных ими факта: после одного похода римляне продали 150 тыс. человек, после разрушения Карфагена - 50 тыс. человек, после покорения небольшого государства в Малой Азии угнали в рабство всех мужчин - § 46); 3) жесточайшее обращение с рабами (учитель требует подтверждения этому на примерах).
Б. 1. Как и почему разорялись римские крестьяне? 2. Как относились к разорению крестьян римские аристократы? Что вы знаете о братьях Гракхах? 3. Что представлял собой земельный закон Тиберия Гракха? Какие цели преследовал закон? 4. Когда он был принят? Сколько лет назад? 5. Что удалось сделать братьям Гракхам и в чем их постигла неудача? 6. Каким путем было усилено римское войско?
План изучения:
1. Причины и начало восстания Спартака.
2 Походы восставших.
3. Последняя битва с римлянами. Причины поражения восстания.
1. Выявив в первой части урока причины восстания (задание А 4) или же назвав их в начале изложения (§ 49, п. 1), учитель сообщает о заговоре в гладиаторской школе Лентула Батиата. Эта школа находилась в Капуе - втором по величине городе Италии. Гладиаторов держали взаперти под сильной,, охраной, однако кормили их вдоволь: мясом, бобами и другой сытной пищей. (Чем это объяснялось?)
Охарактеризовав Спартака (§49,'п. 1), учитель рассказывает, что Спартак уговаривал рабов бежать. «Лучше умереть за свободу, - говорил он, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Но нашелся предатель, который, желая выслужиться перед римлянами, донес о готовящемся бегстве. Тогда Спартак и несколько десятков его товарищей ворвались на кухню и, вооружившись кухонными ножами, вертелами, напали на охрану и вырвались из школы-тюрьмы. Капуя - большой город. Куда бежать? Недалеко от Капуи находился вулкан Везувий, который тогда считался потухшим. Почти отвесные склоны Везувия поросли диким виноградом, а на вершине горы была ровная площадка, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.
Почему Спартак выбрал для лагеря вершину Везувия? Было ли обеспокоено римское правительство бегством гладиаторов? «Рабовладельцы, конечно, испугались», - часто отвечают ученики. Нужно объяснить, что бегство рабов - случай тогда не редкий. Римляне не сомневались, что всех беглецов переловят и приговорят к позорной казни - распятию на кресте. Но поймать беглецов оказалось не просто. Почему число рабов на Везувии быстро росло? Учащиеся догадываются: силы Спартака росли за счет рабов, сбежавших из имений, рабов-пастухов, пасших в горах скот.
Римляне решили покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Военачальник обследовал местность: на вершину Везувия вела одна-единственная тропинка. Тогда он приказал: «Разбить лагерь у подножия Везувия. На тропинке выставить часовых. Ночью освещать тропинку кострами. Мы не станем штурмовать Везувий, подлые рабы сами спустятся вниз и сдадутся нам!» Вопрос: Почему римский военачальник был уверен в том, что восставшие спустятся вниз и сдадутся римлянам?
Рассматривается цветн. рис. 20. Спартак осуществил неслыханный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы, привязали к ним по большому камню и, когда стемнело, спустили лестницы вниз. Рабам было страшно: пугала огромная высота, лестницы раскачивались от ветра... А римляне между тем стерегли тропинку, вглядываясь в ночную темноту. Когда рабы спустились, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого не ждали. Желательна работа с картиной Т. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Учитель либо сам раскрывает ее содержание, либо предлагает учащимся описать картину. (1. Опишите римских воинов, их облик и выражение лиц. Как художник передал страх и растерянность римлян? 2. Опишите Спартака и его товарищей. Как художник передал отвагу рабов, стремление к победе?)
Возможен вопрос: «Какие последствия имела победа рабов у Везувия?» Обобщая ответы, учитель отмечает, что первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить богатые имения Южной Италии, освобождая рабов. Численность войска восставших быстро росла. Почему, однако, слово «войско» вряд ли подходит для массы сбежавших рабов? Какие задачи стояли перед Спартаком? Ответ не затрудняет класс: это была неорганизованная масса людей, говоривших на разных языках и в большинстве плохо владевших оружием.
Перед Спартаком стояла трудная задача - создать войско. Рабов надо было вооружить, и поэтому в лагере восставших днем и ночью ковали оружие. Рабы были разделены на отряды, их обучали сражаться в строю. Была установлена железная дисциплина; захваченное золото и серебро сдавали в общую казну. (Предположите, по какому образцу организовал Спартак свое войско.) Учитель подчеркивает, что за короткий срок Спартак создал боеспособную армию, воодушевленную идеей освобождения. Это говорит о выдающихся организаторских способностях Спартака, огромной воле и уме.
2. При рассказе о походах Спартака целесообразно использовать наряду с картой № 9 а и доску: до урока с помощью трафарета или от руки чертится меловой контур Италии, на котором по ходу изложения (не заблаговременно!) обозначаются Капуя, Везувий, направление движения войска восставших (см. пособие, рис. 30).
Рис. 30. Походы восставших рабов под предводительством Спартака
Раскрывая планы восставших, учитель придерживается трактовки учебника: Спартак предложил своему войску пробиваться на север, чтобы перейти через Альпы и оказаться на свободе. Учитель спрашивает: «Почему восставшие рабы могли покинуть Италию только таким сложным путем?» (Италия - почти остров, а флота у восставших не было.)
Выделяется важный для понимания причин поражения спартаковцев факт: большой отряд рабов во главе с Криксом не пожелал уйти из Италии, отделился от восставших и был разбит римлянами.
Основным же силам восставших удалось разгромить одну за другой две консульские армии, а затем армию наместника Доальпийской Галлии. Тревога и страх охватили римлян: со времени Ганнибала Римское государство не находилось в такой опасности.
План вывода рабов из Италии был близок к осуществлению. «Путь к Альпам открыт, - говорил Спартак, - за их вершинами кончаются владения римлян. Там вы станете свободными».
Однако восставшие повернули назад и прежним путем двинулись на юг. Почему? Мы этого не знаем. Может быть, дело в том, что победы вскружили головы восставшим. Большинство уже не желало уходить из Италии. В этой стране прекрасный климат и плодородные почвы, - говорили они, - нам не страшны римские легионы - сколько раз мы громили их! Веди нас, Спартак, на Рим: мы сокрушим его, освободим всех рабов и останемся здесь жить навсегда».
Возможно, Спартак отговаривал рабов. Он знал: недостаточно разгромить несколько армий, Рим может вскоре выставить новые грозные силы. Но восставшие настаивали на своем. И тогда Спартак принял новый план. Он понимал, что немедленная осада Рима не будет успешной. «Сначала мы двинемся на юг страны,- предложил он, - и переправимся в Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и в продовольствии. Лишь пополнив армию, мы Двинемся на Рим».
Учитель подчеркивает, что римский сенат полностью осознал опасность и принял чрезвычайные меры. Было сформировано новое войско, во главе которого встал полководец Красе; двум другим полководцам - Помпею, находившемуся в Испании, и наместнику Македонии Лукуллу был послан приказ выступить с войсками на помощь Крассу.
О неудачной попытке восставших переправиться в Сицилию и о штурме римских укреплений в самой узкой части Апеннинского полуострова рассказывается по учебнику.
3. Сложившаяся обстановка была неблагоприятна дли восставших: вокруг них сужалось кольцо римских войск. Среди рабов вновь вспыхнули разногласия, которые привели к разгрому Крассом еще одного многотысячного отряда, отделившегося от главных сил.
О последней битве и гибели Спартака рассказывается по учебнику (§ 49, п. 5). Желательно выделить роль Помпея в подавлении восстания. Опоздав к месту последней битвы, Помпеи уничтожил большой отряд рабов, спасшийся после разгрома главных сил восставших.
В заключение можно либо закрепить в памяти учащихся основные факты восстания (1), либо предложить учащимся указать на причины его поражения (2).
1. Вопросы: 1) Где и когда началось восстание Спартака? 2) Где находился первый лагерь восставших? 3) Каков был первоначальный план освобождения рабов? 4) Почему рабы отказались от этого плана? 5) Почему им не удалось переправиться в Сицилию? 6) Почему положение восставших перед последней битвой было почти безнадежно? 7) В каком году была эта битва?
2. Выслушав ответы на вопрос о причинах поражения восстания, учитель обобщает эти причины: а) разногласия между рабами позволили римлянам порознь громить их отряды; б) рабы необдуманно меняли планы; в) восставшие боролись с опасным и непобедимым в то время врагом. Последняя причина основная - римляне обладали огромным военным опытом и неисчерпаемыми резервами в Италии и провинциях.
Вариант изучения нового материала: изложение сопровождается просмотром цветного диафильма «Спартак».
Домашнее задание: § 49. Вопросы и задания 2-3, 5-6 к § 49.