ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Появление государства рассматривается как результат разделения общества на классы. Определение понятия государство даётся описательно (стр. 41). Древнеегипетское государство трактуется на данном уроке как орудие подавления эксплуатируемых, ограбления соседних народов.

Варианты начала урока: I. А. II. Б 1; А. III. Б 1-4.

Вопросы и задания:

А. Подумайте, в чем заключаются основные различия между рабовладельческим и первобытнообщинным строем. Задание доступно лишь сильным учащимся.

«В глубокой древности в Египте существовал порядок жизни, который мы называем первобытнообщинным строем, - напоминает учитель. - Позже установился другой порядок жизни -рабовладельческий строй. Сравните оба порядка жизни и найдите различия между ними. Сравнивать нужно в каком-то определенном направлении. Например, полезно выяснить, была ли при том и другом порядке жизни эксплуатация, равенство, классы».

Учитель записывает столбиком на доске «памятку» - три опорных слова? 1) эксплуатация; 2) равенство; 3) классы. Он предлагает провести сравнение по этим трем направлениям (задание выполняется двумя-тремя учениками по частям).

Нередко учащиеся допускают прежнюю ошибку (см. выше, стр. 89, 92), подменяют сопоставление двух порядков жизни их описаниями (сперва вспоминают все, что знают об одном общественном строе, а затем о другом). Причем оба эти описания мало связаны между собой. Поэтому учитель объясняет способ' выполнения задания: «Сначала найдите различие только по первому пункту и не обращайте внимание на пункты второй, и третий (можно закрыть на мгновение рукой или листом бумаги слова «равенство», «классы» на доске). Затем переходите ко второму пункту... и т. д.». Учащимся можно помочь вспомогательными вопросами: I. Что такое эксплуатация? Была ли она при первобытнообщинном строе, и если нет, то почему? А при рабовладельческом строе? Кто кого эксплуатировал? Как эксплуатировал? 2. В чем состояло неравенство между людьми? В чем заключалось богатство египетских рабовладельцев? 3. Какие классы существовали в Египте? Что имели крестьяне, рабы, рабовладельцы? Кто из них эксплуатировал, кто подвергался эксплуатации?

Получив ответы, учитель может предложить еще одному ученику дать уже без всякой помощи учителя краткий ответ на вопрос задания (т. е. повторить весь ход рассуждений).

Б. 1. Покажите на карте Египет и определите его местоположение. 2. Почему стала возможной эксплуатация одних людей другими? 3. Почему пленников в Египте первоначально убивали, а в IV тысячелетии до н. э. стали оставлять в живых?

4. Расскажите о возникновении классов в Египте. Что вы знаете о каждом классе?


План изучения:

1. Возникновение государств в Египте.

2. Объединение страны под властью одного государства.

3. Первые захватнические походы.

4. Строительство пирамид в III тысячелетии до н. э.


1. «Как только в Египте возникли классы, между ними началась ожесточенная борьба,- говорит учитель. - Предположите, чем была вызвана эта борьба. К чему стремились рабы? Чем были недовольны крестьяне? Против кого боролись крестьяне и рабы? Как угнетатели могли сломить сопротивление угнетенных и заставить их повиноваться?»

Крестьян и рабов в Египте было гораздо больше, чем знати. Поэтому знать могла эксплуатировать их, только опираясь на войско. Знатные семьи объединяются вокруг самого богатого и влиятельного человека - племенного вождя. Когда неравенство еще только возникало, вожди заводили себе охрану, отряды воинов. В IV тысячелетии до н. э. эти отряды увеличивались. Должность вождя окончательно стала наследственной, вожди превратились S полновластных правителей - в царей. Они не занимались трудом, а только руководили, управляли.

Назвав тему урока, учитель приступает к формированию понятия государство. Обращается внимание на различия между словами «государство» и «страна».

- Слово «государство» вам хорошо знакомо. До сих пор вы употребляли его в том же значении, что и слово «страна». В разговоре, в обыденной речи одинаково правильно будет сказать: «советское государство» и «советская страна».

На уроках истории мы будем различать слова «страна» и «государство». Страна - это местность, часть поверхности земного шара. Например, что такое «страна Египет»? Это долина и дельта Нила, сама река, горы, окаймляющие долину. Страна Египет существует в наши дни, когда нет ни рабовладельцев, ни рабов. Страна Египет существовала в те отдаленные времена, когда государства еще не возникали. Что же такое государство? Слово «государство» всегда связано со словом «власть».

Учащиеся могут познакомиться путем объяснительного чтения с текстом учебника, дающим определение государству (стр. 41, полужирный шрифт). После чтения учитель спрашивает:

- Было ли государство при первобытнообщинном строе? А была ли какая-нибудь власть?

Учащиеся отвечают, что при первобытнообщинном строе государства не было, но иногда ошибочно думают, что в ту эпоху отсутствовала вообще какая бы то ни было власть. В этом случае учитель напоминает, что власть в то время была: в племени она принадлежала совету старейшин и вождю.

- Чем же отличается государство от той власти, которая была при первобытнообщинном строе?

Выслушав ответ, учитель выделяет основное: государство - это власть, которая нуждается в применении силы (войска, стражников и т. п.).

- Почему вожди и старейшины не нуждались в применении силы? Почему в Египте возникли государства?

Дополняя ответы, учитель напоминает, что при первобытнообщинном строе существовало равенство и не было эксплуатации. Племенной вождь не нуждался в применении силы, его распоряжения и приказы беспрекословно выполнялись: они были выгодны большинству членов племени. Государство возникло в Египте тогда, когда возникли классы: эксплуататорам необходимо было держать в повиновении крестьян и рабов.

2. Изложение целесообразно сопровождать черчением схемы на доске (см. пособие, рис. 9). Указывается на первоначальное количество государств в долине и дельте Нила (около сорока) и дается представление о том, что каждое государство осуществляло свою власть на определенной территории. В объеме учебника следует сказать о войнах между египетскими государствами и образовании двух больших царств: Южного и Северного (на схеме мелом проводится примерная граница между ними). При рассказе об объединении Египта методист Д. Н. Никифоров предлагает использовать самодельные аппликации корон царей Южного, Северного, а потом единого Египетского государства. Учитель сначала прикрепляет к схеме белую корону царя Южного царства, затем красную со страусовым пером корону царя Северного царства (золотая змейка на коронах, по мнению египтян, охраняла царя от всяческих бед).


Рис. 9. Образование единого государства в Египте. Меловой рисунок и аппликация

Рис. 9. Образование единого государства в Египте. Меловой рисунок и аппликация


Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство. Царь-завоеватель захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны (прикрепляется аппл. 3, рядом можно написать примерную дату объединения Египта: 3000 г. до н. э.). Учитель показывает на карте владения Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит о власти фараонов в Египте (более подробно власть фараонов характеризуется на следующем уроке).

Вопросы: Сколько государств образовалось в Египте в IV тысячелетии до н. э.? Почему их количество постепенно уменьшалось? Какие два царства образовались в Египте в результате войн? Когда образовалось единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?

Учащимся можно предложить рассмотреть изображения на древней плитке, рассказывающие о победе Южного царства над Северным (рисунок, стр. 41). Смысл изображения учитель, раскрывает в соответствии с пояснениями учебника к рисунку. При наличии времени дается представление об особенностях расположения человеческой фигуры на плоскости в египетском искусстве.

- Обратите внимание: ноги и голова царя показаны сбоку, а туловище и глаз обращены прямо на зрителя. Ни один человек не может принять такую позу. Это не значит, однако, что египетские художники не умели изображать человека, каким мы его видим в жизни. Они поступали так сознательно, стремясь, чтобы зритель побольше узнал об изображенном - как он выглядит сбоку и как спереди. Благодаря этому приему мы как бы получаем возможность осмотреть человеческую фигуру одновременно с разных сторон.

3. Данный вопрос раскрывается при наличии времени (он может быть задан на дом без объяснения).

Зачем фараонам нужно было войско? В ответах учащиеся в состоянии выделить три основных момента: 1) подавление сопротивления крестьян и рабов; 2) оборона страны от иноземных врагов; 3) завоевание земель и захват добычи. Освещается третий момент: учитель отмечает, что войска фараонов завоевали богатую золотом Нубию - страну, расположенную к югу от порогов.

4. Фараоны приказывали строить для себя гробницы, Эти огромные сооружения возвеличивали царя еще при его жизни, внушали всем египтянам представление о могуществе владыки Египта.

Рассматривается рис. 1 (стр. 43). До наших дней в Египте сохранилось около ста пирамид. На фотографии самые крупные из них. Каждая строилась для одного фараона.

Задание: Найдите на карте № 2 (левая) Большие пирамиды и определите словами их географическое положение. Пирамиды не случайно строили на западе, на границе с пустыней. Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Поэтому запад они считали страной смерти.

Представление о каменоломнях создаст цветн. рис. 7. Желательно использовать картину П. Луганского «Постройка пирамиды». «Каждая из огромных пирамид носит имя того царя, который в ней похоронен,- говорит учитель. - Пирамиды меньших размеров - это гробницы царских жен и приближенных. Чему посвящена картина? По приказу правящего фараона возводится еще одна гробница, ее строительство только что началось, на работы согнаны тысячи крестьян и рабов» (См.: Андреева М. А. и др. Руководство к картинам по истории древнего мира (любое издание)). Другую часть содержания картины могут раскрыть сами учащиеся (описать условия труда на строительстве пирамиды и дать им оценку). Школьники способны отметить отсутствие машин и механизмов, неимоверную тяжесть каменных плит, выматывающий силы зной. Обобщая ответы, учитель отмечает, что строительство царских гробниц бессмысленно поглощало громадные средства и труд сотен тысяч людей, отвлекало крестьян от сельскохозяйственных работ (поля заболачивались, плотины размывались, каналы засорялись) и разоряло их.

В соответствии с учебником приводится рассказ Геродота о строительстве пирамиды фараона Хеопса (§ 8, п. 4).

Учащиеся интересуются тем, как египтяне поднимали на большую высоту каменные плиты без машин и механизмов. Выложив первые ряды кладки, строители делали у одной из сторон пирамиды пологую насыпь. На нее настилали брев$а, поверх которых клали слой глины. Смоченная водой глина облегчала скольжение саней со строительным материалом. По мере того как пирамида строилась, насыпь поднимали все выше и выше (См.: Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967, с. 89).

Рисуя разрез пирамиды Хеопса, учитель рассказывает, что эта пирамида представляет собой почти сплошную каменную кладку. Узкий коридор спускается глубоко под землю. Он ведет в небольшую комнату, высеченную в скале (см. пособие, рис. 10/1). Комната пуста. Для чего же она была выстроена? Это одна из загадок пирамиды Хеопса.


Рис. 10. Разрез пирамиды Хеопса. Меловой рисунок

Рис. 10. Разрез пирамиды Хеопса. Меловой рисунок


От первого коридора чуть выше уровня земли начинается второй коридор. Он очень узок, по нему надо подниматься, согнувшись почти вдвое. Этот коридор приводит в небольшую комнату, тоже совершенно пустую (рис. 10/2). В наши дни ее иногда называют «комната царицы». Однако название неудачно: в Египте никогда не хоронили цариц в одной гробнице с фараоном. Для чего предназначалась вторая комната? Это другая загадка пирамиды Хеопса.

Широкая галерея тянется в центр пирамиды. Галерея ведет в просторную комнату (рис. 10/3). В ней, по-видимому, был похоронен фараон Хеопс. Здесь и сейчас стоит его гроб из красного гранита. Он пуст, даже крышка гроба бесследно исчезла. Куда исчезла гранитная крышка гроба? Такова третья загадка пирамиды.

Конечно, можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую листами золота, дорогие сосуды и оружие, серьги, браслеты, нагрудные украшения. Здесь было чем поживиться! Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки, чтобы воры проваливались туда. И тем не менее большинство гробниц было ограблено еще во времена фараонов.

Но для чего воры тащили огромную тяжесть через узкие коридоры пирамиды? Ведь каменная крышка не представляла никакой ценности. Некоторые ученые думают, что гроб Хеопса никогда и не имел крышки и сам фараон не был. здесь похоронен.

Археологи еще сорок лет назад открыли, что у некоторых царей Египта было по две или три гробницы: одна - настоящая, остальные - ложные. Ученые так объясняют этот странный факт: когда люди жили родами и племенами, существовал жестокий обычай - убивать племенного вождя, ставшего старым и дряхлым. Верили, что такой вождь угрожал благополучию племени. Но вот в Египте возникло государство. Постарев и одряхлев, фараон, конечно, не желал быть убитым. Он приказывал, чтобы вместо него хоронили статую, а сам фараон как бы рождался заново. Этот обряд совершали через тридцать лет после вступления фараона на престол, а затем повторяли каждые три года. Вот почему фараон мог иметь несколько гробниц.

Была ли пирамида Хеопса ложной или настоящей гробницей, решат дальнейшие изыскания ученых (См.: Рубинштейн Р. Загадки пирамид. М., 1966).

Домашнее задание: § 8. Задание 4 к § 8.






Для любых предложений по сайту: [email protected]