Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Международные отношения в 60-х — первой половине 80-х годов ХХ в. - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.
Цели
Обучения: выяснить и изучить особенности и противоречия в международных отношениях в 60-х — первой половине 80-х годов XX в.; формировать учебно-информационные навыки в ходе усвоения учебного материала.
Воспитания: прививать ученикам идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира, воспитывать патриотизм и гражданственность.
Развития: продолжать формирование навыков анализа и синтеза, построения умозаключений.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные, развивающие (брифинг, использование видеофрагмента с последующим обсуждением), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщение, сравнение, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые.
Основные понятия
Пацифизм — мировоззрение, основанное на идеалах справедливости, солидарности, всеобщего мира.
Основные события
1969 г.: встреча Председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с премьер-министром Госсовета КНР Чжоу Эньлаем — предотвращение мировой войны.
1972—1974 гг.: подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
1975 г. (1 августа): Совещание по безопасности и сотрудничеству 33 европейских государств, а также США и Канады (г. Хельсинки).
1979 г.: Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).
1979 г.: ввод контингента советских войск в Афганистан.
1983 г.: Долгосрочная программа Рейгана — Стратегическая оборонная инициатива (СОИ).
1986 г.: Всемирный конгресс миролюбивых сил в Копенгагене.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Взаимоопрос учащихся. Учащиеся сидят по парам и готовят друг другу вопросы по пройденному материалу.
3. Работа с картой. Показать на карте страны: вошедшие в блок НАТО; подписавшие Варшавский договор; подписавшие Багдадский пакт; вошедшие в блоки АНЗЮС, СЕАТО. Прокомментировать показ на карте.
4. Закрепление пройденного материала.
5. Работа с ДМ.
6. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
Учитель предлагает учащимся прочитать учебный материал § 5 “Карибский кризис и его урегулирование”. Далее он поясняет, как работать с энциклопедией “Всемирная история”. Весь материал в энциклопедии расположен по алфавиту. Находим Карибский кризис на букву К.
7. Фронтальный опрос. Как вы понимаете выражение: Кубинская революция разрушила геополитическое содержание географического детерминизма. (Ослабла зависимость Латинской Америки от США в силу их географической близости, но регион оказался втянутым в борьбу двух сверхдержав — СССР и США, став в начале 60-х годов наиболее конфликтной точкой планеты.)
8. Работа с ДМ.
9. Ролевая игра. Учитель организует проведение брифинга (мини-пресс-конференции) по проблемам советско-китайских отношений. Учащиеся знакомятся с текстом учебника (5 мин), учитель определяет четыре-пять человек, которые будут играть роль официальных представителей руководства Китая, остальные учащиеся — представителей СМИ СССР и других стран. Обсуждается конфликт на острове Даманский, произошедший 2 марта 1969 г., действия сторон, итоги переговоров по данному конфликту между СССР и Китаем.
10. Работа с текстом учебника: советско-американские отношения в 60-70-х годах.
11. Работа с ДМ.
12. Учитель рассказывает о проблемах разоружения и запрещения ядерного оружия и повороте к разрядке международной напряженности.
13. Работа с историческим документом.
14. Обострение отношений между Востоком и Западом. Срыв разрядки и курс США на победу в “холодной войне”.
Ввод войск в Афганистан. Использование фрагментов видеофильма “Афганский излом” и их обсуждение.
Участники встречи |
Цель |
Документ, подписанный участниками |
Значение принятых решений |
Значение состоявшейся встречи |
|
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе |
Руководители 33 европейских государств, США и Канады |
Определить меры по снижению опасности возникновения военных конфликтов |
Заключительный акт, закрепивший принципы взамоотношений стран — участниц совещания и меры по снижению опасности возникновения вооруженных конфликтов |
Обязательны к исполнению странами-участницами |
Встречи стали проводиться постоянно. Страны-участницы создали ОБСЕ. |
Всемирный конгресс миролюбивых сил |
Делегаты общественных организаций и партий 136 стран мира |
Прекращение гонки ядерных вооружений |
Копенгагенский призыв, требующий прекратить гонку вооружений |
Не являлись решающим фактором в международных отношениях |
Сыграла позитивную роль в укреплении мира |
15. Учитель кратко рассказывает о Всемирном конгрессе миролюбивых сил, состоявшемся в 1986 г. в Копенгагене. Предлагает учащимся сравнить два события: данный конгресс и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и заполнить сравнительную таблицу.
16. Учитель резюмирует урок объяснением причин усиления пацифистских настроений в мире в данный период.
17. Рефлексия. Какую роль сыграло движение сторонников мира в ослаблении международной напряженности?
18. Домашнее задание. § 5. Учитель дает опережающее задание: 1) Интеграционные инициативы Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева; 2) Саммит ОБСЕ в Астане.