Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Ирак и Израиль - СТРАНЫ АЗИИ
Цели
Обучения: рассмотреть особенности развития Ирака, проблемы современного развития и пути их решения, причины образования Государства Израиль, факторы, способствовавшие превращению Израиля в индустриально-аграрную страну, основные направления внутренней и внешней политики этих стран; развивать познавательные способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.
Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся; умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, умение использовать полученные знания на практике, воспитывать гражданственность.
Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, абстрагироваться, развивать устную речь, усложнение ее смысловой функции, коммуникативных свойств.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.
Методы: интерактивные “мозговой штурм”, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Интифада — всеобщее восстание палестинцев.
Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или государства.
Холокост — гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами в Германии и на захваченных территориях.
Основные события
1948 г. (14 мая): образование Государства Израиль.
1948-1949 гг., 1956 г., 1967 г., 1973 г., 1982 г., 2006 г.:
арабо-израильские войны.
1958 г.: революция в Ираке, свержение монархии.
1963 г., 1968 г., 1979 г.: государственные перевороты в Ираке.
1970 г. (16 июля): провозглашение Народной Демократической Республики Ирак.
1980—1988 гг.: ирано-иракская война.
1990 г. (1—2 августа): иракская армия вторглась в Кувейт.
2003 г. (18 марта): вторжение военных сил США и Великобритании в Ирак.
2003 г. (май): принятие плана “Дорожная карта”, предполагавшего создание государства палестинских арабов.
2005 г. (15 октября): принята новая Конституция Ирака.
2006 г. (30 декабря): казнь Саддама Хусейна.
Ход урока
1. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
Учитель проводит “мозговой штурм”: Что означает “переселенческое государство”?
В ходе обсуждения выясняется, что переселенческое государство означает возвращение народа, согласно закону о возвращении, на прежнее место жительства, каждый вернувшийся автоматически получает гражданство, численность граждан растет за счет репатриации. К такой группе государств относится и Израиль.
Вопрос к учащимся: Что вы знаете об образовании Государства Израиль?
2. Работа с исторической картой. Учитель предлагает учащимся локализовать на политической карте мира месторасположение Ирака и Израиля.
3. Рассказ учителя. Образование Республики Ирак. Образование Государства Израиль.
4. Работа с ДМ.
5. Учитель организует комментированное чтение учащимися текста учебника.
Учащиеся самостоятельно читают блок материала, затем комментируют прочитанный текст, локализуют события на политической карте. Учитель задает дополнительные вопросы:
1. Причины частых государственных переворотов в Ираке.
2. Причины перерождения демократических режимов в личные диктатуры, тоталитарные режимы в Ираке.
3. Что способствовало политике индустриализации в Ираке?
4. Как можно было бы, на ваш взгляд, избежать ирано-иракской войны?
5. Как можно было избежать экономической войны в зоне Персидского залива?
6. Как мировая общественность расценила необходимость военной операции “Буря в пустыне”? Что вы думаете по этому поводу?
7. Как вы оцениваете действия США по отделению иракского Курдистана?
8. Что изменилось в современном развитии Ирака?
9. Как вы расцениваете вмешательство США в дела Ирака?
10. Ваш взгляд на необходимость образования Государства Израиль.
11. Почему Израиль относят к группе переселенческих государств?
12. Почему Израиль относят к стране типично среднего класса?
13. Причины арабо-израильских войн.
14. Что подразумевает принцип “земля в обмен на мир”?
15. Кто возглавляет Организацию освобождения Палестины (ООП)?
16. В чем вы видите непоследовательность действий ООП?
17. Что препятствует осуществлению плана “Дорожная карта”?
18. Как можно избежать конфронтации на Ближнем Востоке?
6. Работа с ДМ.
“Дорожная карта” — этап продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе выполнения сторонами своих обязательств. Цель плана — окончательное урегулирование палестино-израильского конфликта.
7. Задание: составить план урегулирования конфликта.
Действия Израиля |
Этапы |
Действия палестинцев |
1. |
I этап |
1. |
2. |
2. |
|
3. |
3. |
|
4. |
II этап |
4. |
5. |
5. |
|
6. |
III этап |
6. |
7. |
7. |
Сделайте вывод, осуществляется ли намеченный план.
8. Опережающее задание. Сообщение учащегося о деятельности ливанской шиитской организации “Хесболла” (Партии Аллаха) и экстремистской суннитской организации “Хамас” (Движение исламского сопротивления).
9. Работа с ДМ.
10. Рефлексия. Пути решения арабо-израильского конфликта. Пути решения главных проблем Ирака.
Домашнее задание: § 30. Распределение сообщений по проблемам: Деколонизация Африки. Путь социалистической ориентации стран Африки. Развитие Египта. Современное развитие африканских государств. Южно-Африканская Республика.