Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Индия и Пакистан - СТРАНЫ АЗИИ
Цели
Обучения: рассмотреть послевоенное развитие Индии и Пакистана, особенности экономической модернизации, основные направления внутренней и внешней политики; организовать познавательную деятельность учащихся на уроке; продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, национальному достоянию народов мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, считаться с позицией другого человека.
Развития: способствовать развитию личности учащихся; научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать внимание, память, речь, ее коммуникативные свойства; развивать навыки работы с тестовыми материалами.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, интерактивные (“ажурная пила”), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, словесные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями.
Основные события
1947 г. (15 августа): Закон о независимости Индии.
1947—1949 гг.: разделение границ между Индией и Пакистаном.
1950 г.: принятие Конституции Индии.
40—50-е годы: первый этап модернизации в Индии.
60-е годы: второй этап модернизации в Индии.
1971 г. (26 марта): провозглашение Народной Республики Бангладеш.
1977 г. (5 июля): установление военного режима во главе с Зия уль-Хаком.
80—90-е годы: третий этап модернизации в Индии.
1984 г.: убийство сикхским сепаратистом Индиры Ганди.
1991 г.: убийство Раджива Ганди.
1948 — 1949 гг.; 1965—1966 гг.; 1971 г.: три индийско-пакистанских войны.
1992 г. (22 февраля): установление индийско-казахстанских отношений.
2001 г. (июнь): президентом Пакистана избран П. Мушарраф.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа со СМИ. Учащиеся используют материалы печати при ответах на вопросы. 1) Каково современное развитие: Вьетнама; Лаоса; КНДР? 2. Как складываются отношения между этими странами и Казахстаном?
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
4. Работа с ДМ.
5. Рассказ учителя. 15 августа 1947 г. английский парламент принял Закон о независимости Индии. На территории Индии образовались два государства: Индийский Союз и Пакистан. Они получили статус доминионов в рамках Британского Содружества наций. В основу раздела Британской Индии был положен религиозный принцип. В Индийском Союзе большинство составляли индусы, в Пакистане — мусульмане. Начались вынужденные переселения по религиозному признаку. Произошло разделение границ между Индией и Пакистаном. Причиной непрекращающегося конфликта стало присоединение к Индийскому Союзу княжества Кашмир.
Внутриполитическая жизнь и социально-экономическое развитие Индии и Пакистана также отличаются достаточно большим количеством нерешенных проблем и противоречий.
Ситуация в Индии обостряется частыми проявлениями сепаратизма. Для Пакистана характерны слабость политических партий, не имеющих должного влияния на общество, и, как следствие, значительная роль армии в общественной жизни страны.
6. Учитель организует работу с учебником, используя метод “ажурная пила”. Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая получает свое задание по тексту учебника.
1-я группа — особенности развития Индии; 2-я группа — особенности развития Пакистана; 3-я группа — медиаторы.
Первые две группы излагают материал темы.
3-я группа задает вопросы двум первым.
• Какова структура политической власти Индии?
• Особенности каждого этапа модернизации Индии.
• Особенности внутриполитического развития Индии.
• В чем заключалась проблема сепаратизма?
• Основы внешней политики Индии.
• Особенности контрреволюционных переворотов в Пакистане.
• Особенности современного развития Пакистана.
Учащиеся обеих групп должны участвовать в ответах на все вопросы, так как чем больше ответов у каждой группы, тем ближе она к победе.
7. Работа с ДМ.
8. Рефлексия. Особенности модернизации всех сторон жизни Индии. Особенности современного развития Пакистана.
9. Работа с ДМ (тестирование).
10. Домашнее задание. § 27. Распределение тем проектов: “Исламский фундаментализм”; “Движение талибан”.