Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 80-х годов XX — начале XXI в. - СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цели
Обучения: рассмотреть причины кризиса восточноевропейской модели социализма во второй половине 80-х годов ХХ — начале XXI в., основные направления внутренней и внешней политики стран, содержание и цели учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.
Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, независимости в суждениях, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике.
Развития: развивать у школьников внимание, долговременную память, логическое мышление, способности к сравнению, сопоставлению, умению определять главное и второстепенное, абстрагироваться, развивать устную и письменную речь, навыки работы с тестовыми материалами.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, интерактивные (“круглый стол”), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
“Бархатная революция” — трансформация политического режима проходит мирно и безболезненно.
Демократический централизм — принцип управления социалистическим обществом, построения и деятельности компартии и социалистического государства. Основан на единстве двух начал — демократизма и централизма. Демократизм предполагает выборность руководящих органов снизу до верху, централизм проявляется в проведении единой политики, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих, подчинении меньшинства большинству.
Коалиционное правительство — правительство, состоящее из представителей нескольких политических партий.
Основные события
1986 г. (сентябрь): объявление политической амнистии, возобновление деятельности профсоюза “Солидарность”.
1989 г.: свержение режима Н.Чаушеску.
1989 г. (октябрь): съезд Венгерской социалистической рабочей партии высказался за социалистическую рыночную экономику.
1989 г. (9 ноября): разрушена Берлинская стена; открыта граница между ГДР и ФРГ.
1990 г. (3 октября): объединение ГДР и ФРГ.
1992 г. (апрель): Сербия и Черногория объявили создание нового государства — Союзной Республики Югославии.
1992 г. (31 декабря): разделение Чехословакии на Словацкую Республику и Чешскую Республику.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальный опрос. 1) Что предусматривали программы национальных фронтов в странах Восточной Европы? 2) Назовите общие черты в политике стран Восточной Европы. 3) Назовите общие черты в экономике стран Восточной Европы. 4) Как развивались события в Польше в связи с реализацией шестилетнего плана развития народного хозяйства на 1950—1955 гг.? 5) Как развивалось демократическое движение в Венгрии в 1956 г.?
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
4. Учитель организует вступительную беседу. 1) Что такое перестройка? 2) Кто и когда предложил концепцию перестройки? 3) Какие мероприятия проводились в СССР в связи с перестройкой? 4) Какие изменения в политической жизни происходили в ходе перестройки?
5. Объяснение нового материала.
Во второй половине 80-х годов страны Центральной и Юго-Восточной Европы оказались в состоянии кризиса. Развернулось движение за “обновление социализма”. Генерал В. Ярузельский стал искать пути для налаживания диалога с оппозицией, установлены контакты с католической церковью. В 1985 г. В. Ярузельский был избран президентом. В результате политической амнистии профсоюз “Солидарность” обновил свою деятельность, вступил в коалицию с некоммунистическими партиями, и компартия оказалась в меньшинстве. Вместо Польской Народной Республики на политической карте мира появилась Речь Посполита Польска (Республика Польша). Коренная перестройка экономики предусматривала быстрый переход от плановой централизованной к рыночной экономике и получила название “шоковая терапия”. Был ликвидирован контроль над ценами и заморожена заработная плата. Это привело к стабилизации рынка.
В Венгрии в 1989 г. начались переговоры о переходе страны к парламентской демократии. В 1990 г. на выборах в Государственное собрание победу одержал Венгерский демократический форум, выступивший за переход к рыночным отношениям. В 1990 г. А. Гёнц был избран на пост президента.
6. Учитель организует изучение нового материала по принципу “круглого стола”. Шесть учащихся заранее подготовили выступления, используя материалы учебника, СМИ и Интернета.
Темы выступлений: 1. Вхождение ГДР в состав ФРГ. 2. Образование Чешской и Словацкой республик. 3. Политический кризис в Болгарии. 4. Свержение режима Чаушеску. 5. Распад СФРЮ. 6. Современное положение стран Восточной Европы.
Дополнительные вопросы учителя к учащимся. 1) Почему происходил отток немцев в ФРГ? 2) Причины создания в Чехословакии коалиционного правительства. 3) Какие изменения предполагались в Болгарии в связи с принятием решения о построении в стране демократического социализма? 4) Какие политические нормы были нарушены ходом судебного разбирательства и казнью супругов Чаушеску? 5) Какие события спровоцировали начало военных действий на территории бывшей Югославии? 6) Укажите причины болезненного перехода к рыночным отношениям в странах Восточной Европы.
Задание. Проанализировав особенности перехода стран Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 80-х годов ХХ — начала XXI в. от социалистической экономики к рыночной, ответить на вопрос, почему правительства государств не поддержали польский метод “шоковой терапии”, но применяли отдельные его приемы.
7. Работа с ДМ.
8. Рефлексия. Почему события 80—90-х годов, имевшие место в Восточной Европе, принято называть “бархатными революциями”?
9. Домашнее задание: § 23.