Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х — 50-х годах - СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цели
Обучения: изучить особенности народно-демократических революций в Восточной Европе и строя народной демократии, основные направления внутренней и внешней политики стран региона; развивать познавательные способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуацию активного поиска в решении познавательных задач и заданий.
Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, независимости в суждениях, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике.
Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, абстрагироваться, развивать устную и письменную речь.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту.
Менталитет—образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Страны народной демократии — государства Центральной и Юго-Восточной Европы, установившие модель социализма, отличавшуюся от советской.
Основные события
1944—1945 гг.: народно-демократические революции в странах Восточной Европы.
1954 г. (март): подписание соглашения между ГДР и СССР о предоставлении ГДР полного государственного суверенитета.
1956 г. (23—29 октября): события в Венгрии.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
3. Рассказ учителя. Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в странах Восточной Европы в народно-демократические революции, в результате чего там установился новый строй. Страны стали называться странами народной демократии. Компартии, игравшие ведущую роль в национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Народно-демократическая власть рассматривалась как переходная, которая постепенно перерастет в социалистическую.
4. Работа с ДМ.
Продолжение изучения материала. Несмотря на то, что Югославия одной из первых среди стран народной демократии встала на путь строительства социализма в советском варианте, между югославским и советским руководством возник острый конфликт. В ходе создания федераций И. В. Сталин предложил создать не крупную федерацию, в которой Югославия могла играть ведущую роль, а несколько малых, объединяющих две страны, и сверять с Москвой свой внешнеполитический курс. Б. Тито отказался, его осудило Информбюро. Кроме того, в 50-х годах в странах Восточной Европы возникли диспропорции в народном хозяйстве.
5. Опережающее задание: “События 1956 г. в Венгрии”.
6. Работа с историческим документом.
7. Учитель организует работу учащихся с учебником.
8. Составление сравнительной таблицы.
Страны Восточной Европы в послевоенный период
Страны Восточной Европы |
ГДР |
ПНР |
ВНР |
ФНРЮ |
Особенности политического развития |
1. Миграция населения в ФРГ 2. Политическая амнистия для граждан, покинувших ГДР |
1. Возвращение в политическую жизнь опальных политиков, в частности В. Гомулки |
1. Усиление оппозиционных сил |
1. Отказ руководства полностью подчиняться курсу Москвы |
Особенности экономического развития |
1. Попытки ликвидировать диспропорции народного хозяйства и повысить жизненный уровень населения |
Уничтожение существующей рыночной инфраструктуры, насаждение командно-административных методов хозяйствования |
1. Ускоренное социалистическое строительство. Рост госсектора в экономике. |
|
Общие черты в политике |
1. Влияние СССР 2. Ведущая роль компартий 3. Политические репрессии 4. Сопротивление трудящихся режиму, вмешательство СССР и подавление выступлений |
|||
Общие черты в экономике |
1. Форсированная индустриализация 2. Жесткие меры коллективизации сельского хозяйства 3. Диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью |
9. Работа с ДМ.
10. Рефлексия. Причины политического кризиса в странах народной демократии в 50-х годах.
11. Домашнее задание: § 21. Опережающее задание: “Пражская весна”.