Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Формирование Советской государственно-политической системы - Становление новой России (октябрь 1917—1920 г.)
План урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и «Хрестоматии...» (с. 53—57). 2. Опрос по домашнему заданию (или опрос по материалу учебника и «Хрестоматии...», с. 57—60). 3. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Эта тема не только хорошо изложена в учебнике, но и достаточно полно освещена в хрестоматии, поэтому организовать урок можно в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и хрестоматии. Для работы можно предложить следующие вопросы:
1. Начертить схему органов государственной власти, закрепленную Конституцией РСФСР 1918 г. Выяснить полномочия каждого из вновь созданных органов. Если на дом задавалось задание 4*, то можно опросить учащихся. Если же нет — предложить ознакомиться с текстом «Хрестоматии...» (с. 57—60) и подготовить устное сообщение на уроке. 3. Если в качестве домашнего задания предлагалось задание 5*, то проводится опрос учащихся. Если нет, то можно поставить несколько вспомогательных вопросов:
1. Как складывались отношения большевиков и левых эсеров накануне мятежа?
Открытое противостояние началось в марте 1918 г. После ратификации Брестского мира IV Всероссийским съездом Советов левые эсеры вышли из правительства. 4 июля 1918 г. начал свою работу V Всероссийский съезд Советов, где по количеству мандатов левые эсеры занимали второе место после большевиков. Это давало им надежду на возможность оттеснения большевиков от власти.
2. Как предполагалось это сделать?
Организовать ряд террористических актов в отношении «германского империализма» и одновременно провести «мобилизацию надежных военных сил и приложить все меры к тому, чтобы трудовое крестьянство и рабочий класс примкнули к восстанию и поддержали активно партию в этом выступлении».
3. Что реально было сделано?
6 июля 1918 г. был убит посол Германии в России граф В. фон Мирбах.
Кроме убийства Мирбаха, мятежники арестовали председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского, председателя Моссовета Смидовича, захватили телеграф, телефонную станцию и разослали воззвания и телеграммы с сообщением о том, что власть находится у них в руках. 7 июля мятеж был подавлен и начались аресты левоэсеровской фракции V Всероссийского съезда Советов, а затем разгромлен отряд ВЧК (командир — левый эсер Д. И. Попов). Попытки поднять вооруженные восстания были предприняты еще в 23 городах России, в том числе в Ярославле, Вологде, Муроме, Рыбинске, Костроме и др. Многие мятежи проходили под лозунгом созыва Учредительного собрания.
4. Какие цели преследовали левые эсеры?
Сорвать Брестский мир, вырвать власть из рук РКП(б) и возвратить ее Советам.
5. Как ответили большевики на выступление левых эсеров?
5 сентября 1918 г. СНК принял постановление о «красном терроре». Еще раньше начинаются гонения на меньшевиков, эсеров и анархистов, однако полное вытеснение их из всех местных органов власти, аресты, высылка и уничтожение наиболее крупных лидеров закончится только в начале 20-х гг.
6. Как повлиял мятеж на дальнейший ход событий?
После подавления левоэсеровского мятежа большевики фактически установили свою полную диктатуру.
Домашнее задание. 1. § 33. 2. Вопрос 2 к параграфу.