Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Выступление генерала Корнилова - Россия в революционном вихре 1917 г.
План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Работа учащихся с «Хрестоматией...» (с. 47—50). 3. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Если было дано задание 5*, то начать урок можно с опроса. Если нет, то учитель дает краткую биографическую справку. Поскольку учащиеся дома ознакомились с текстом § 29, объяснение новой темы строится в форме беседы, в ходе которой учитель дает пояснения и дополнения к их ответам на поставленные вопросы.
1. Когда началась подготовка к военному перевороту? Кто в ней участвовал?
Подготовка началась еще до Государственного совещания. Ее осуществляли Ставка Верховного Главнокомандования во главе с Л. Г. Корниловым, офицерские организации (Военная лига, Союз георгиевских кавалеров, Союз офицеров армии и флота и др.), торгово-промышленные круги (Общество экономического возрождения России, руководимое А. И. Гучковым и А. И. Путиловым), а также верхи кадетской партии.
2. Что объединяло участников заговора?
Все сходились на необходимости роспуска Советов и солдатских комитетов, запрещения большевистской партии. Открытым оставался вопрос о конкретной форме диктатуры.
3. Какие неотложные меры предлагалось провести в докладной записке Верховного Главнокомандующего 10 августа?
Восстановить дисциплинарную власть офицеров, ограничить компетенцию войсковых комитетов «интересами хозяйственного быта армии», распространить на тыловые части закон о смертной казни, расформировать неповинующиеся воинские подразделения с направлением нижних чинов в «концлагеря с самым суровым режимом», перевести железные дороги, большую часть заводов и шахт на военное положение с запретом митингов и забастовок.
4. Какова была первая реакция А. Ф. Керенского на записку Л. Г. Корнилова? Как вы думаете, почему Керенский переменил свое решение?
24 августа в Могилев, где находилась Ставка, прибыл личный представитель Керенского Б. В. Савинков, бывший эсер-террорист. Соглашение было достигнуто быстро: Керенский принимал к исполнению все пункты докладной записки Корнилова, а генерал обязывался направить в Петроград верные ему воинские части для подавления «возможных беспорядков». К моменту прибытия войск премьер должен был объявить в городе военное положение.
5. Как отреагировало общество на последовавшее затем «полевение» А. Ф. Керенского?
Советы, профсоюзы и левые партии, включая большевиков, поддержали его.
Далее, комментируя действия Л. Г. Корнилова, можно зачитать выдержку из его «Воззвания» от 28 августа 1917 г.:
«Русские люди! Великая Родина наша умирает. Близок час ее кончины.
Вынужденный выступить открыто — я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большинства Советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри.
Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьется в груди русское сердце, все, кто верит в Бога, — в храмы, молите Господа Бога об явлении величайшего суда спасения родимой земли.
Я, генерал Корнилов, — сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путем победы над врагом до Учредительного Собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.
Предать же Россию в руки ее исконного врага — германского племени и сделать русский народ рабами немцев — я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли.
Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины». Хрестоматия по отечественной истории (1914—1945) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — М., 1996. — С. 88—89.
Какие национальные ценности и традиции упомянуты Корниловым? Была ли реальная возможность сплотить вокруг этих идей народ? Сравните это воззвание с выдержкой из приказа, опубликованной в «Хрестоматии...» на с. 47—48.
6. Пользуясь документом «Хрестоматии...» (с. 49—50) и текстом учебника, расскажите о действиях третьего коалиционного правительства.
Домашнее задание. 1. § 29. 2. § 30 — для ознакомления.