Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
По пути демократии - Россия в революционном вихре 1917 г.
На уроке проверяется изученный материал по общей теме «По пути демократии».
План урока. 1. Опрос по пройденному материалу. 2. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Опрос по теме можно построить в игровой форме (типа «брейн-ринг») с большим количеством вопросов, предполагающих сравнительно краткие ответы, или в виде традиционной письменной контрольной работы.
Примерный вариант устного опроса:
1. С каких событий начинается Февральская революция?
15 февраля по всему Петербургу прошли уличные демонстрации с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!». 18 февраля началась забастовка в лафетной мастерской на Путиловском заводе.
2. Что такое двоевластие?
В ходе революции сформировались два органа, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.
3. Какие два органа власти сформировались?
Временный комитет Государственной думы и в конечном счете — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
4. Представители каких партий входили в Петроградский Совет? Какие партии преобладали в Совете?
Члены партий эсеров, меньшевиков, большевиков и др. Партии эсеров и меньшевиков.
5. Когда в России перестала существовать монархия?
2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. На следующий день Михаил также отрекся от престола.
6. Под каким предлогом отрекся от престола Михаил?
В отречении указывалось, что он может возложить на себя власть только с решения Учредительного собрания, избранного народом.
7. Кто вошел в первое Временное правительство?
8. Какова была цель созыва Учредительного собрания (по декларации первого Временного правительства)?
Оно должно было установить форму правления и конституцию страны.
9. Почему Временное правительство не провозгласило республику?
Вопрос откладывался до созыва Учредительного собрания.
10. С чем связан кризис Временного правительства?
С нотой П. Н. Милюкова от 18 апреля 1917 г.
Для письменного опроса можно дать вопросы, связанные с причинами, характером и движущими силами Февральской революции, «Апрельскими тезисами» В. И. Ленина и т. д.
Домашнее задание. § 28 — для ознакомления.