Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Шоковая терапия в экономике - На новом переломе истории: Россия в 90-е гг.
Раздел состоит из двух небольших по объему тем: «Кардинальные перемены в стране» (§ 69—70), «Россия в современном мире» (§71—72).
Следует отметить, что в данном разделе пособия содержится особенно много нового, по сравнению с учебником, фактического материала. Это и понятно. Современная история России постоянно обогащается чередой новых событий и устремлена в будущее, верим — светлое.
Урок 46 (лекция). Шоковая терапия в экономике
План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Одной из главных проблем, стоявших перед правительством РФ, была выработка программы преобразований в экономике. Ранний период реформ, проводившийся при М. С. Горбачеве, не только не принес ощутимых результатов, но и способствовал нарастанию социально-экономической напряженности. Дальнейший ход преобразований, по мнению экономистов, можно разделить на три периода: 1992—1993 гг. — активные реформы, 1994—1996 гг. — эволюционное развитие рыночных институтов, с 1997 г. — подготовка нового цикла реформ.
Основным содержанием первого этапа были макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Начинается приватизация и формирование рыночных институтов. Второй этап — переход к экономическому росту, который, по мнению экономистов, должен был стать ощутимым примерно через полтора года после завершения макроэкономической стабилизации и через пять-шесть лет позволил бы России вступить в третий этап переходного периода — этап завершения постсоциалистических реформ.
За основу программы преобразований была взята концепция так называемой «шоковой терапии». Эта концепция основана на идеях монетаризма (разработана в Чикаго американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом). Сама доктрина «шоковой терапии» была предложена Джеффри Саксом и опробована в середине 80-х гг. в латиноамериканских странах.
В сентябре 1991 г. концепция реформ была практически выработана. 28 октября в Москве собрался V съезд народных депутатов России. На съезде с обращением выступил Б. Н. Ельцин, кратко изложивший программу реформ. Поскольку предполагались очень радикальные, быстрые и во многом болезненные преобразования, Президент запросил себе дополнительных полномочий. Его просьба была удовлетворена.
Реализация реформ должна была начаться 2 января 1992 г. Сущность преобразований сводилась к либерализации цен, приватизации и акционированию в промышленности и сельском хозяйстве, антимонопольной и «разумной» налоговой политике, сокращению необоснованных расходов, адресной системе социальной помощи, разрушению «железного экономического занавеса».
В январе 1992 г. были освобождены цены на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Практически либерализация состояла в том, что правительство отказывалось от обязательства дотировать (возмещать) разницу между более высокими затратами и более низкими продажными ценами и допускало формирование цен непосредственно производителями и торговыми организациями.
Ожидалось, что цены могут возрасти в среднем в 3—4 раза. Однако в 1992 г. цены выросли более чем в 26 раз, в 1993 г. — в 9,4, в 1994 г. — в 3,2 и в 1995 г. — в 2,3 раза. Стабилизация цен наступила только в 1996 г.
С конца 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Российский ваучер не был именным, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производительных фондов на 1 июля 1992 г. В результате ваучерного этапа приватизации к началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн номинальных акционеров), причем около 10% их акций принадлежало иностранным инвесторам. В середине 1995 г. число приватизированных предприятий достигло 50,5% от общего их количества. Негосударственный сектор экономики производил до 70% ВВП.
Рубежом в проведении реформ стал 1993 г. К этому времени стало очевидно, что экономика России (так же как и других государств на постсоветском пространстве) вступила в системный кризис. Он был обусловлен разрушением единого экономического пространства (СССР) и слабостью рыночных институтов экономической деятельности.
Новую программу, а точнее — «определенные коррективы» предложил новый кабинет министров во главе с В. С. Черномырдиным (с 1993 г.). Предусматривалась поддержка государственных, в том числе и убыточных, предприятий и большая социальная защита населения. В 1993 г. была проведена денежная реформа: из обращения изымались казначейские билеты образца 1961—1992 гг. с заменой их на новые. В августе 1994 г. была предложена программа действий, предусматривавшая жесткий контроль государства за ходом инфляционных процессов, завершение массовой приватизации, привлечение инвестиций в реальное производство, поощрение предпринимательской деятельности населения и повышение его благосостояния.
В 1997 г. вступил в силу закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Основной акцент теперь делался на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Крупнейшими сделками по приватизации в 1997—1998 гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть» и ряда нефтяных компаний.
Принятие новой программы несколько замедлило темпы экономического спада. В 1996—1997 гг. начался период «депрессивной» стабилизации, т. е. сохранения объемов производства на очень низком уровне. В то же время не все отрасли производства продолжали переживать депрессию. Сворачивались в первую очередь предприятия технически отсталые и неконкурентноспособные. Наибольшие потери понесли легкая и пищевая промышленность, машиностроение, наукоемкие отрасли. Попытка ориентации экономики на топливно-сырьевой экспорт не принесла успеха: помимо старения оборудования, кризиса неплатежей, недостатка инвестиций и чрезмерного налогообложения, сказалось и мировое падение цен на нефть в конце 1997 — начале 1998 г. Большие проблемы для экономики России создала искусственная поддержка рубля по отношению к доллару, которая сократила золотовалютные резервы страны на 6 млрд долларов.
В начале 1998 г. страна вновь оказалась на грани экономического кризиса. Замена правительства (премьер-министром вместо В. С. Черномырдина в марте 1998 г. был назначен С. В. Кириенко) и выработка новой антикризисной программы, построенной на получении так называемых «стабилизационных кредитов», не спасла положения. Срочные меры необходимо было принимать еще в мае 1998 г. Правительство С. В. Кириенко же начало действовать только в июне. Затянувшиеся переговоры с МВФ привели к тому, что кредит, полученный в июле, уже не повлиял на развитие событий. Правительство систематически «запаздывало», а разработанная в спешке антикризисная программа содержала много технических ошибок. К середине августа 1998 г. обрушились котировки по государственным краткосрочным обязательствам, облигациям внутреннего валютного займа и евробондам. Российские банки, взявшие крупные валютные кредиты под залог этих бумаг, вынуждены были в массовом порядке их продавать. За июль — август золотовалютные резервы Центробанка сократились на 9 млрд долларов.
В этих условиях 17 августа 1998 г. правительство объявило о решении ввести в одностороннем порядке мораторий на банковские расчеты с Западом и выплату дивидендов по ГКО, заморозить счета частных банков и девальвировать рубль.
23 августа правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Новым главой кабинета стал Е. М. Примаков. Его экономическая программа строилась на переговорах с иностранными кредиторами о предоставлении новых кредитов и реструктуризации задолженностей по прежним, оживлении реального сектора экономики. «Удержав страну», реализовать свои экономические мероприятия Е. М. Примаков не успел — 12 мая 1999 г. он был отправлен в отставку, и на его место 12 (19) мая 1999 г. назначен С. В. Степашин (9 августа 1999 г. он также был отправлен в отставку. Главой кабинета становится В. В. Путин).
Домашнее задание. 1. § 69. 2. Вопросы к параграфу.