Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Версальско-Вашингтонская система - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)
Цель урока: рассмотреть типы международных отношений, их функции и роль с учетом требований времени с исторической точки зрения.
Ход урока: учитель, уделяя внимание самостоятельной работе учащихся, дает отдельным ученикам задание подготовить краткие и содержательные сообщения, в которых они высказывают свою точку зрения и мнение. Также ученики должны показать умение к месту применять афоризмы и давать ответы на поставленные вопросы.
Урок можно проводить в виде семинара или лабораторной работы. В этом случае на уроке используются карта, технические средства (кодоскоп), схемы, таблицы, картина, рисунки-иллюстрации.
I. При проверке домашнего задания предлагаются следующие задания:
1. Показать на карте государства, входящие в оба военно-политических союза, и кратко остановиться на их целях.
2. Дать обзор основных военных событий 1914— 1915 гг. и сделать выводы.
3. Сделать обзор итогов Первой мировой войны.
II. Вопросы урока-семинара даются заранее. Под руководством учителя учащиеся собирают дополнительный материал для сообщения и наглядные пособия в виде таблиц и схем. Необходимы документальные материалы и демонстрационные средства из школьной библиотеки и кабинета истории. Учитель напоминает об этом учащимся, когда дает дополнительное задание.
Ученики готовятся к уроку-семинару, разделившись на отдельные группы. Они собирают дополнительный материал. Некоторые из них должны от имени Вудро Вильсона (США), Ллойда Джорджа (Великобритания), Жоржа Клемансо (Франция) подготовить доклады о целях своих государств. Учащиеся, зачитывая отрывки из учебника и дополнительных материалов, демонстрируют портреты руководителей названных стран, характеризуют их деятельность.
Следующие 2—3 ученика показывают на карте страны, представители которых прибыли на Парижскую конференцию, и кратко останавливаются на причинах отсутствия представители России.
Учитель должен предусмотреть участие всех учеников класса на семинаре и каждому дать задание.
Другая форма проведения семинара: разделить класс на две группы и дать задание определить основные проблемы, рассмотренные на конференции, и принятые там решения.
Первая группа (4—5 учеников) рассказывает о “14 пунктах” президента США В. Вильсона от 18 января 1918 г. Они могут сами выбрать и зачитать все 14 пунктов документа или необходимые выдержки.
Другая группа (4—5 учеников) рассказывает об основных проблемах 14 пунктов, записав их на доске или заранее написав на плакате, а через кодоскоп их можно спроецировать на доску.
Учащиеся по очереди рассказывают о Парижской конференции, ее решениях, демонстрируя таблицы, рисунки, используя карту. Остальные задают вопросы, дополняют, учитель организует обсуждение. Спрашивает об итогах мирной конференции в Париже, например, задавая вопрос: “В чем суть и значение позиций, которых придерживались на конференции США относительно Франции и Бельгии?”.
На доске записываются слова новый мировой порядок, открытые двери, равные возможности и учитель объясняет их смысл. Ученики записывают слова в тетради для лучшего запоминания.
Продолжая урок, учитель задает вопрос: “Как вы относитесь к мнению, что на Парижской конференции европейские государства проводили политику передела мира?”. 2— 3 ученика отвечают на поставленный вопрос, используя карту, высказывают свое мнение.
Учитель связывает коренные изменения в европейских государствах после Первой мировой войны с событиями в Турции и арабских государствах и в сравнительной форме дает материал.
Используя текст учебника, можно под руководством учителя заполнить следующую таблицу.
Пример таблицы:
В таблице указываются государства, образованные после войны. Учитель задает следующие вопросы: “В каких государствах, представленных в таблице, установился демократический режим власти, в каких — авторитарный?”; “В чем разница между республиками Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия и Республикой Финляндия?”
Учитель знакомит учащихся с известным политиком, талантливым дипломатом, журналистом, педагогом, семь лет исполнявшим дипломатическую службу от имени СССР в Саудовской Аравии, — Назиром Торекуловым. На дом дается задание подготовить краткое сообщение или реферат.
В связи с Вашингтонской конференцией учитель останавливается на понятиях открытые двери, равенство, договор пяти держав, договор девяти держав и заканчивает урок.
Учитель указывает на необходимость запоминания всех терминов и понятий, прозвучавших на уроке.
Таблица 10
Независимые государства, образованные после Первой мировой войны
№ п/п |
Годы |
События |
1 |
Весна 1918 г. |
Объявлена Финляндская республика |
2 |
12 ноября 1918 г. |
Объявлена Австрийская республика |
3 |
Январь 1929 г. |
Образовано Королевство Югославия (состав: Черногория, Сербия, Хорватия, Словения) |
4 |
1920 г. |
Образована Чехословацкая республика |
5 |
Апрель 1920 г. |
Под руководством М. Кемаля в Турции образовалось Великое Национальное Собрание |
6 |
1921 г. |
Образовались государство Йемен, Королевство Саудовская Аравия |
7 |
1922 г. |
Образовалась парламентская республика — Литва |
8 |
1922 г. |
Образование социалистических республик — Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии |
9 |
29 октября 1923 г. |
М. Кемаль избран первым президентом Турецкой республики |
10 |
Май 1926 г. |
Под руководством Ю. Пилсудского осуществлен военный переворот, названный им “санацией” — оздоровлением |
11 |
Март 1934 г. |
Установление диктаторского режима К. Кятса в Эстонии |
12 |
Май 1934 г. |
Установление режима К. Ульманиса в Латвии |
Домашнее задание: для самопроверки и закрепления изученного материала можно рекомендовать ответить на вопросы о независимых государствах после Первой мировой войны.