Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Япония, Северная и Южная Корея - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ (1945—2009 гг.)
Цель урока: показать особенности политического и социально-экономического развития Японии после Второй мировой войны, влияние японского пути развития на страны Юго-Восточной Азии; рассказать о причинах, приведших к противоречиям в Японии под влиянием “холодной войны”; объяснить суть и характер экономического “чуда” Японии; рассмотреть проблему Курильских островов.
Методы, используемые на уроке: вопросы-ответы, беседа, устный рассказ учителя.
Наглядные пособия: доска, таблицы, диаграммы.
Вопросы для повторения пройденной темы
1. Что такое тоталитаризм?
2. Когда образовалась тоталитарная система в Европе и Азии?
3. Что такое плановая экономика?
4. Что вы знаете о событиях в Чехословакии?
Новую тему можно рассмотреть по следующим вопросам:
1. Социально-экономическое развитие Японии после Второй мировой войны.
2. Договор о мире.
3. Японское “чудо” (50—70-е годы).
4. Основные направления внешней политики.
5. Экономический кризис в 80—90-х годах.
6. Развитие Северной Кореи после войны.
7. Особенности развития экономики Южной Кореи.
По первому вопросу нужно начертить таблицу 44, которая связана с темой прошлого урока. По ходу урока ученики заполняют ее, а те, кто не успел, заканчивают дома.
Таблица 44
Особенности экономического развития после Второй мировой войны
Вопросы |
Германия |
Япония |
1. |
||
2. |
||
3. |
По второму и третьему вопросам ученики могут прочитать материал в учебнике и проанализировать его. Заинтересовать внимание учеников можно следующими вопросами:
— Каковы были последствия Второй мировой войны для Германии?
— В чем своеобразие развития экономики Японии после войны?
Изменения в развитии экономики оказали влияние на курс политического развития. В 1946 г. на парламентских выборах была принята новая Конституция Японии. Какая
по счету эта конституция в Японии? Кто заложил основы первой конституции?
Ход урока: задав эти вопросы и опросив учащихся, учитель продолжает урок. По новой, принятой в 1946 г. Конституции, власть императора ограничивается. Япония превращается в парламентскую монархию.
Император, который имел неограниченную власть, остался теперь как символ единства государства и народа. Согласно статье 9 “Национальное независимое право”, государство отказалось от ведения войн, также запрещено дислоцировать на территории Японии армии, военно-морские, военно-воздушные силы других стран. Были ограничены расходы на содержание армии. Рассказывая о развитии экономики в послевоенные годы, проанализировав показатели, данные в учебнике, карты, учитель задает следующие вопросы:
— Почему в 1948 г. в Японии возрастает объем выпуска промышленной продукции?
— В чем причина роста авторитета Японии в странах Запада?
1) Объем в процентном соотношении выпуска промышленной продукции в Японии.
2) Число безработных в среднем (тыс. человек).
Политика “холодной войны” оказала влияние на развитие Японии. В 1951 г. на конференции в Сан-Франциско Япония подписала мирный договор с 12 странами, но это привело к обострению отношений между СССР и Японией. Во время подписания военного союза между США и Японией делегация СССР покинула конференцию.
В 1954 г. в области экономического развития Япония достигла довоенного уровня. Ученикам нужно перечислить факторы, повлиявшие на уровень развития экономики Японии.
Объем промышленной продукции в Японии в 1968 г. увеличился в 11 раз. Используя последние достижения науки, в большом количестве начали выпуск товаров массового потребления: радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, звукозаписывающая аппаратура, копировальные машины. В 1981 г. по выпуску машин Япония обогнала США.
Использование дешевой рабочей силы, низкая оплата труда высококвалифицированных рабочих, постоянное внедрение в производство достижений НТП и прием на работу только по рекомендации — все это привело к экономическому “чуду” Японии.
Традиционная система приема сотрудников на работу, личная преданность рабочих хозяину производства, постоянное повышение квалификации и мастерства давали работнику право рассчитывать на постоянную занятость, до выхода на пенсию. Ученики должны рассмотреть показатели средней продолжительности жизни японцев. Им следует знать, что государство на самом высоком уровне уделяет большое внимание науке и образованию, развитию конкуренции в малом бизнесе и торговле. Отойдя от традиции самураев, японское общество сохранило такие качества предков, как культура труда, любовь к порядку, уважение к старшим, помощь ближним, — это стало национальными чертами характера японцев.
Еще одна сторона экономического развития Японии — это вывоз товаров за рубеж.
Основные направления внешней политики. Декларация между СССР и Японией была подписана в 1956 г. После этого Япония стала членом ООН. В 80-х годах Япония потребовала у СССР вернуть острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабома, входящие в состав Курильских островов.
На карте показывается граница между Северной и Южной Кореей, которая была установлена советско-американскими войсками в 1945 г. В 1991 г. между Северной и Южной Кореей был подписан договор о сотрудничестве и ненападении.
Ученикам предлагаются вопросы о торгово-экономических связях между Южной Кореей и Казахстаном:
1. Какие вы знаете южнокорейские фирмы, работающие с Казахстаном?
2. Что вы можете сказать о будущем торгово-экономическом сотрудничестве между Южной Кореей и Казахстаном?
Далее учитель задает вопросы о современных российско-японских взаимоотношениях. Что вы думаете о дипломатических разногласиях между Россией и Японией?
Ученики записывают в тетрадь даты встреч между двумя сторонами:
Б. Н. Ельцин — Р. Хасимото, 1997 г.
В. В. Путин — Иосиро Мотто, 2001 г.
В. В. Путин — Д. Кодзуми, 2002 г.
Учитель коротко останавливается на развитии Южной Кореи и КНДР после войны, используя карту. Дает характеристику главе КНДР, маршалу армии, Верховному главнокомандующему Ким Чен Иру. По Южной Корее, используя материал учебника, проводится обмен мнениями. Ученикам объясняется смысл понятий “Малая Япония”, “Новые индустриальные страны”, “Дракон”.
Домашнее задание: подготовить материал по учебнику, повторить и запомнить новые слова и понятия.