География - Общая характеристика мира - Часть 1
Глобальная проблема освоения Мирового океана - ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
На всех этапах развития человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. Хорошо известен его вклад в стабилизацию климата, круговорот веществ, обеспечение кислородом, поддержание биоразнообразия. В полной мере это относится и к нашему времени, когда значительно увеличилось использование биологических и началось использование минеральных ресурсов Мирового океана. Однако взаимодействие человека с океанической средой (кстати, существенно отличающееся от взаимодействия общества и природы на суше) ныне достигло таких масштабов, что ученые стали называть Мировой океан уже не просто единой природной, а природно-хозяйственной системой. В самом деле, вмешательство человека в XX в. охватило практически уже всю его акваторию. Но этот тезис нуждается в уточнении.
Некоторые проблемы Мирового океана действительно связаны со всей его огромной акваторией. Достаточно напомнить об основных трассах мирового морского флота или о нефтяном загрязнении даже удаленных от суши частей океана. И тем не менее большинство таких проблем относится все же к тем пространствам, которые С. Б. Шлихтер назвал акватерриториальными зонами, или контактными зонами на границе моря и суши. Можно сказать, что каждая такая зона состоит из трех взаимосвязанных между собой частей. Во-первых, это акваториальная зона, т. е. собственно океаническая, морская зона, прилегающая к суше, минеральные, биологические, энергетические, рекреационные ресурсы которой уже широко используют. Во-вторых, это береговая линия Мирового океана, образующая непосредственную границу между ним и сушей, которая имеет общую протяженность в 450 тыс. км и пока освоена с разной степенью интенсивности. В-третьих, это прибрежная (приморская, приокеаническая) зона, значение которой во второй половине XX в. заметно возросло вследствие уже не раз упоминавшегося сдвига к морю и населения, и его хозяйственной деятельности.
Конечно, не на всем протяжении береговой линии океана, но все-таки уже во многих ее частях в пределах контактной зоны "море – суша" образовались, по С. Б. Шлихтеру, акватерриториальные хозяйственные комплексы. Именно в их пределах и возникает большинство конфликтных ситуаций, связанных с одновременным развитием расселения, промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства, рекреации, непроизводственной сферы. Именно здесь проявляется особенно острое соперничество ТНК и разных военно-политических и экономических союзов и группировок.
Как это ни странно, но в целом глобальная проблема Мирового океана, несмотря на многочисленность публикаций, пока не нашла в литературе достаточно четкой интерпретации. Хотя эта проблема весьма многопланова, все же представляется, что главных аспектов у нее три – экономический, расселенческий и экологический.
Экономический аспект непосредственно связан с формированием морского всемирного хозяйства. Это понятие пока не стало общеупотребительным и поэтому нуждается в разъяснении.
Рис. 154. Структура морского хозяйства
Морское всемирное хозяйство – это часть всемирного (мирового) хозяйства, выделившаяся в относительно самостоятельную экономическую категорию в результате развития производительных сил общества, территориального разделения труда, интернационализации и глобализации мировой экономики. Оно представляет собой совокупность морских национальных хозяйств и разнообразных, технологически в разной степени связанных между собой отраслей материального и нематериального производства, объединенных общим предметом труда – использованием ресурсов Мирового океана. Морское всемирное хозяйство отличается высокой капиталоемкостью, значительной степенью риска, большой зависимостью от стихии, что также обусловливает неодинаковость развития его составных частей.[86]
О стоимостных параметрах морского всемирного хозяйства можно судить по следующим показателям, относящимся к началу 90-х гг. XX в. Общая стоимость продукции морехозяйства оценивалась тогда в 400 млрд долл., в том числе подводной добычи нефти и газа – в 200, продукции мирового транспорта – в 100, рыбного хозяйства – в 50 и морского туризма – в 40 млрд долл. По некоторым оценкам, эта цифра затем возросла до 600 млрд долл. и в перспективе, видимо, увеличится еще более.
Несколько лучше разработан вопрос о структуре морского хозяйства (морехозяйства), которую можно представить в виде достаточно наглядной схемы (рис. 154). О соотношении главных его составных частей можно судить по приведенным выше стоимостным показателям. Разумеется, в отдельных странах они сочетаются по-разному – в зависимости от особенностей природно-ресурсного потенциала и уровня экономического развития этих стран. Но в типологическом плане они находят выражение в формировании зон нефтегазодобычи на шельфе, рыболовных зон, портово-промышленных комплексов (ППК), свободных экономических зон, рекреационных зон и др. Все эти виды морехозяйственной деятельности сочетают в себе акваториальные и береговые производственные образования.
В последнее время появились также разработки в области морской инфраструктуры. Кней относят объекты морского хозяйства, обеспечивающие добычу нефти и природного газа, добычу твердых полезных ископаемых, морскую химическую промышленность, морское торговое и пассажирское судоходство, морскую рыбную промышленность, морские туризм, отдых и рекреацию. К этому перечню можно добавить и инфраструктуру навигационно-гидрографического обеспечения морехозяйственной деятельности.
Активная морехозяйственная деятельность уже сама по себе становится первопричиной возникновения многих сложных проблем, которые можно рассматривать на страновом, региональном и даже глобальном уровнях. Что же касается последнего из этих уровней, то в этом случае они служат прямым отражением глобальных энергетической, сырьевой, продовольственной проблем, одним из путей решения которых и стало привлечение ресурсов Мирового океана. Выше уже было отмечено, что морские месторождения нефти и природного газа дают примерно 30 % всей мировой добычи этих видов топлива. Но в не столь отдаленной перспективе эта доля возможно возрастет сначала до 2/5, а затем и до 1/2.
Расселенческий аспект глобальной проблемы Мирового океана также представляет большой интерес для географического изучения. Об этом свидетельствуют хотя бы следующие количественные показатели. В 100-километровой прибрежной зоне Мирового океана ныне проживают более 2 млрд человек, в том числе огромное число горожан; и это не говоря уже о многих десятках миллионов людей, ежегодно заполняющих приморские пляжи. Все они тесно связаны с океаном своей хозяйственной или рекреационной деятельностью. К этому можно добавить и само "население океана" – те 2–3 млн человек, которые единовременно находятся в самих океанических акваториях. Все они либо занимаются производственной деятельностью в океане (ловом рыбы и другими морскими промыслами, добычей полезных ископаемых, обслуживанием морских судов), либо являются пассажирами таких судов.
На протяжении последних десятилетий приморское население постоянно возрастает, что во многом связано и с тем сдвигом к морю, который стал характерен для ряда районов планеты. Одновременно растет и уровень приморской урбанизации, увеличивается число приморских городов-"миллионеров".
Рассматривая географические закономерности образования приморских и приокеанских сгустков населения, Б. С. Хорев обратил внимание на их территориальную связь с теплыми океаническими течениями. В самом деле, крупные очаги расселения людей в Западной Европе и Северной Америке образовались как раз в тех местах, где близко проходит теплый Гольфстрим. Так же влияет теплое течение Куросио на Японию, а Северо-Тихоокеанское течение – на западное побережье США и Канады. С другой стороны, там, где у берегов Африки проходят холодные Канарское и Бенгельское, у западных берегов Южной Америки Перуанское, а у западных и восточных берегов Северной Америки соответственно Калифорнийское и Лабрадорское течения, на прилегающих территориях суши их сопровождает настоящая демографическая пустыня.[87]
Экологический (природоохранный) аспект глобальной проблемы Мирового океана следует рассматривать как своего рода отражение все усиливающейся производственной деятельности населения. К сожалению, эта деятельность далеко не всегда учитывает особенности экологической системы Мирового океана, особую динамичность океанической среды, в результате чего антропогенная нагрузка оказывает на нее не только локальное, но и глобальное негативное воздействие. В данном случае сказываются не только такие объективные причины, как недостаточное познание человеком некоторых законов природы, но и такие субъективные, как разного рода ошибки в проектировании и строительстве сооружений и судов, недостатки в их эксплуатации, техногенные аварии и др.
В результате нефтяного загрязнения, металлизации, химизации океанической среды "здоровью" океана нанесен уже большой ущерб. По мнению авторитетных американских специалистов, люди сами подтолкнули Мировой океан к опасной черте – к пределу его естественных возможностей, а в некоторых случаях вывели его и за эти пределы. Вот почему проблемы рационального океанического природопользования ныне привлекают внимание во всем мире.
В соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. "Повесткой дня на XXI век" 1998 г. был объявлен ООН Международным годом Мирового океана. Эта акция рассматривалась как предоставление уникальной возможности привлечения внимания к важной роли океана и прибрежной среды, а также придания большей политической актуальности вопросам, связанным с океаном, включая их социально-экономические аспекты. Летом 1998 г. в столице Португалии Лиссабоне была организована специализированная выставка ЭКСПО-98 на тему "Мировой океан. Наследие для будущего". Можно добавить, что ныне изучением Мирового океана занимаются сотни национальных и международных организаций, экипажи сотен научно-исследовательских и других судов, а также береговые, ледовые, подводные и космические лаборатории.
Россия принимает участие во многих из этих международных программ. Кроме того, в стране разработана Федеральная целевая программа "Мировой океан", которую намечают осуществить в три этапа до 2015 г. Эта программа должна способствовать восстановлению прежних позиций России в Мировом океане.