Международное производственное сотрудничество - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География - Общая характеристика мира - Часть 1

Международное производственное сотрудничество - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

В свою очередь, оно является результатом двух дополняющих друг друга процессов – международной специализации и международного кооперирования производства.

Международная специализация приводит к тому, что отдельные страны начинают производить те или иные товары в количествах, превосходящих потребности своего внутреннего рынка – в расчете на их сбыт за рубежом. Так возникают отрасли международной специализации. Международное кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между странами, обусловленный всем ходом дифференциации общественного производства. В зависимости от числа субъектов такое кооперирование может быть двусторонним и многосторонним, а по территориальному охвату – внутрирегиональным, межрегиональным и межконтинентальным. Международные специализация и кооперирование производства сокращают время на налаживание выпуска новых товаров, снижают их капиталоемкость, повышают качество, способствуют созданию крупных народнохозяйственных объектов. В условиях рыночной экономики решающую роль в этих процессах играют ТНК.

Международное производственное сотрудничество может осуществляться в различных формах. Это специализация и соответствующее ей кооперирование, создание совместного производства на международной основе и совместное сооружение народнохозяйственных объектов, учреждение совместных предприятий. Разумеется, что вся эта система сложилась не сразу, а постепенно, пройдя в своем развитии несколько последовательных этапов.

На первом этапе, до Второй мировой войны, наибольшее значение имела межотраслевая специализация, которая предполагает формирование в отдельных странах определенных отраслей международной специализации. В качестве наиболее яркого примера такого рода можно привести колониальные и полуколониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые специализировались на производстве отдельных видов минерального и сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Подобная же специализация была характерна и для целого ряда сравнительно небольших высокоразвитых стран Европы, обладавших только отдельными видами природных ресурсов. Так, Бельгия имела международную специализацию на производстве чугуна и стали, Норвегия – алюминия, Финляндия – лесоматериалов, Польша – на добыче каменного угля, Венгрия и Югославия – бокситов, а Нидерланды и Дания – на выпуске мясо-молочной продукции. В известной мере их межотраслевая специализация такого рода сохранилась и до наших дней.

На втором этапе, который последовал за началом НТР, главную роль стала играть уже не межотраслевая, а внутриотраслевая специализация, связанная не столько с добывающими, сколько с обрабатывающими отраслями промышленности, прежде всего с машиностроением. Поскольку машиностроение наиболее характерно для высокоразвитых стран, именно в них внутриотраслевая специализация получила наибольшее распространение. Затем в нее стали втягиваться и некоторые развивающиеся страны. На втором этапе внутриотраслевая специализация выступала еще в относительно простой форме, а именно – предметной специализации, при которой отдельные страны и отрасли специализируются на выпуске различных типоразмеров тех или иных видов продукции.

Выше уже говорилось о специализации Японии и новых индустриальных стран Азии на различных видах бытовой электроники. Другой пример – тракторостроение: в США оно специализируется на производстве тяжелых гусеничных и колесных тракторов, в Великобритании – колесных тракторов средней мощности, в ФРГ – таких же тракторов малой мощности, а в Японии – садово-огородных тракторов. В период деятельности Совета Экономической Взаимопомощи СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария имели четкую специализацию на выпуске различных типов морских и речных судов, грузовых автомобилей, металлорежущих станков и т. п.

На третьем этапе происходит переход к более сложной форме – подетальной (поузловой) специализации, при которой возникают еще более тесные связи между предприятиями-производителями из разных стран. Они выражаются в обмене комплектующими деталями и узлами, не имеющими самостоятельного потребления, а использующимися в качестве частей конечного продукта – будь то автомобиль, трактор, станок, ЭВМ. Такая специализация достигла наиболее высокого уровня в пределах интеграционных группировок, и в первую очередь ЕС, где предприятия отдельных стран связаны между собой многими тысячами производственных нитей.

То же можно сказать и о постадийной (технологической) специализации, которую широко применяют там, где возможно расчленение единого технологического процесса на отдельные стадии, например, в производстве этилена и других продуктов нефтехимии. Подобная специализация получила наибольшее развитие в отраслях с массовым поточным производством, например, в автомобильной промышленности, в результате чего многие марки автомобилей стали продуктом международного кооперирования. Так, знаменитую английскую модель "роллс-ройс" не менее чем на 1/3 собирают из зарубежных узлов и компонентов: автоматическая коробка передач поступает из США, амортизаторы и тормоза– из Германии, стартер – из Японии, кожа для сидений – из Скандинавских стран. Французская компания "Рено" производит кузова грузовиков для заводов компании "Форд Мотор", а "Дженерал Моторс" и "Тойота" собирают двигатели друг для друга. Другой пример такого же рода – авиационная промышленность: тот же "Роллс-Ройс" выпускает реактивные двигатели для самолетов, собираемых в США.

Для третьего этапа, кроме подетальной (поузловой) специализации, характерно также совместное производство на международной основе. Оно означает совместный выпуск продукции двумя или несколькими странами, при котором каждая из них участвует в производстве того или иного вида конечной продукции, а окончательную сборку из агрегатов и узлов осуществляют затем в одной из них. Например, еще в 1970-х гг. начали выпускать так называемый европейский грузовик, который собирали в Великобритании, но моторы для него поступали из Швеции, шасси – из США, кузова – из Италии, оборудование управления из ФРГ. Еще более яркий пример подобного рода – производство европейского самолета-аэробуса международным консорциумом "Эйрбас индастри".

Этот консорциум возник в 1980-х гг., будучи образован национальными авиастроительными фирмами Франции ("Аэроспасъаль"), Германии ("Даймлер-Бенц"), Великобритании ("Бритиш аэроспейс"), Испании ("Каса"), Нидерландов ("Фоккер") и Бельгии ("Блэрблас"). В 1990-х гг. концерн приступил к выпуску аэробуса А-300 и его модификаций А-310 и А-320. Каждая из перечисленных стран производит для аэробуса определенные детали и узлы, а его сборку осуществляют на заводах во французском городе Тулуза (известном и своими сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами "Конкорд"). В 2000 г. концерн "Эйрбас" запустил в эксплуатацию аэробусы А-340, которые способны конкурировать с американским "Боингом-747". А в 2007 г. предполагали начать выпуск суперлайнера А-380(АЗХХ), который может брать на борт 853 человека! Крылья для него длиной 30 м должны изготовлять в Великобритании, основную часть фюзеляжа и некоторые управляемые поверхности крыльев – в Германии (совместными усилиями недавно слившихся компаний "Аэроспейс" и "Даймлер-Бенц", которые образовали единую компанию ДАЗА). По соглашению, заключенному в 2001 г., в создании аэробусов А-320 и А-380 будет участвовать и Россия.

Помимо специализации и кооперирования международное производственное сотрудничество осуществляется и в других формах. В первую очередь к ним относятся совместное сооружение производственных объектов и создание совместных предприятий.

Совместное сооружение производственных объектов представляет собой форму международного подрядного кооперирования, при которой фирмы двух или нескольких стран объединяют свои производственные, финансовые и иные ресурсы для сооружения промышленных, транспортных и других объектов в третьих странах. С позиций экономической географии эта форма представляет, пожалуй, наибольший интерес, так как она оказывает прямое воздействие на территориальную структуру хозяйства.

Самое большое число объектов такого рода было связано с народнохозяйственной практикой бывшего СССР, при технической помощи которого в послевоенный период в зарубежных странах – членах СЭВ было сооружено более 2000, а в развивающихся странах – около 1000 крупных народнохозяйственных объектов. Среди них крупнейшие металлургические комбинаты в Бхилаи и Бокаро (Индия), Исфахане (Иран), Хелуане (Египет), большие комплексные гидроузлы в Египте, Сирии, Ираке, Индии и десятки других объектов, которые стали важными ядрами индустриализации, настоящими "полюсами роста". В большинстве своем это были так называемые компенсационные объекты, называвшиеся так потому, что техническая помощь, предоставлявшаяся СССР, обычно компенсировалась поставками продукции с новых предприятий.

Совместные предприятия (СП) – относительно новая форма международного производственного сотрудничества, предусматривающая создание общей собственности на материальные и финансовые ресурсы и на производимые такими СП товары и услуги. Наибольшее распространение они получили в странах Запада, где служат важнейшим средством специализации и кооперирования. Считается, что в начале 1990-х гг. не менее 1/4– 1/3 всех заграничных филиалов ТНК приходилось на акционерные компании коллективного владения. Доля совместных компаний в зарубежной сети ТНК Японии достигает 33 %, США – 37, Великобритании – 40 %. Непосредственные мотивы создания совместных предприятий: разделение риска, доступ к новейшим технологиям и передовому менеджменту, экономия на масштабах производства, использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок. В развивающихся странах СП с участием западных ТНК часто бывают совместными не по существу, а лишь по форме. В 1980-х гг. СП появились в странах Восточной Европы, особенно в Югославии, Венгрии, а в 1987 г. – в СССР.

Россия довольно активно участвует в различных формах международного производственного сотрудничества. Наиболее ярким примером включения ее в международные специализацию и кооперирование производства может служить автомобильная промышленность (ГАЗ – ФИАТ, АЗЛК – "Рено", новый завод в Елабуге – "Дженерал Моторс"). Россия оказывает техническое содействие в сооружении народнохозяйственных объектов более чем 30 странам. Например, Китаю, Индии, Ирану она помогает в строительстве атомных электростанций. Но особенно широкое распространение получили совместные предприятия, которых еще в конце 1990-х гг. насчитывалось почти 25 тыс. Около 1/4 из них приходилось на промышленность, но преимущественно горнодобывающую (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" с участием американского, японского, а с начала 2001 г. – и индийского капитала, "Север-ТЭК" в Тимано-Печорском районе с участием французского и финского капиталов, разработка газовых месторождений Ямала с участием германских фирм и др.), и в меньшей степени – на обрабатывающую промышленность. Совместные предприятия возникли также в строительстве, на транспорте, в науке и научном обеспечении. Но все же большинство из них функционирует в сфере торговли и общественного питания. Среди СП России преобладают предприятия с капиталом США, Германии, Великобритании, Италии, Франции, а в районах Дальнего Востока – Китая, Японии, Республики Кореи. Специалисты полагают, что участие России в международном производственном сотрудничестве может быть значительно расширено.






Для любых предложений по сайту: [email protected]