Мировой рынок услуг - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География - Общая характеристика мира - Часть 1

Мировой рынок услуг - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Наряду с традиционной торговлей товарами в последние два-три десятилетия все более широкое распространение получает торговля услугами, которые выражаются не в материальном продукте, а в определенном полезном эффекте для их потребителя. Поэтому в географической литературе экспорт услуг часто именуют невидимым экспортом.

Темпы роста и масштабы мирового рынка услуг все время возрастают. На протяжении 80—90-х гг. XX в. по среднегодовым темпам прироста экспорт услуг намного превосходил и ВВП, и торговлю товарами. Так, для двукратного увеличения объема торговли услугами обычно требовалось 7–8 лет, а для такого же увеличения торговли товарами – 15. В результате мировой экспорт услуг возрос с 70 млрд долл. в 1970 г. до 400 млрд в 1980 г., 750 млрд в 1990 г., 1400 млрд долл. в 2000 г. и 2400 млрд в 2005 г. Соответственно его доля в мировом экспорте увеличилась на 1/5 и продолжает расти.

Структура мирового рынка услуг за последнее время также претерпела существенные изменения. При самом генерализованном подходе в этой структуре принято выделять: 1) транспортные услуги; 2) туристические услуги; 3) прочие услуги. Соотношение их в общем объеме услуг меняется. Еще в начале 1980-х гг. первое место занимали транспортные услуги, в особенности в морском судоходстве (например, предоставление "дешевых флагов"), но затем их доля сократилась до 1/4—1/5. Доля туристических услуг остается относительно стабильной, составляя примерно 1/3 их общего объема. А вот доля так называемых прочих услуг растет быстрее всего, так что теперь в структуре мирового экспорта услуг именно они приобретают определяющее значение.

Понятие "прочие услуги" объединяет самые разнообразные виды услуг, вызванные к жизни современным этапом НТР и развитием международных экономических отношений. К ним относятся: а) инженерно-технические услуги (инжиниринг), связанные с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию различных объектов и разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика; б) консультационные услуги (консалтинг) по международным расчетам, перевозкам грузов и их страхованию и т. п.; в) услуги в области международных арендных отношений, среди которых наибольшее распространение получил лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.; г) разного родаинформационные услуги. К этому перечню можно добавить финансовые, банковские и страховые услуги, медицинские услуги, строительные услуги, услуги в области образования, здравоохранения и т. д.

Географическое распределение мирового экспорта и импорта услуг в целом напоминает распределение, сложившееся в торговле товарами. Ведущую роль в торговле услугами (70 % мировой) играют страны Запада. Для них характерно развитие всех перечисленных выше видов услуг, но в особенности "прочих". Значение развивающихся стран в торговле услугами становится все более заметным, но их специализация в этой области значительно уже. Они предоставляют в основном туристические, транспортные ("дешевые флаги", обслуживание Суэцкого и Панамского каналов) и финансовые (офшорные центры) услуги.

Роль отдельных крупных регионов в мировом экспорте услуг в середине 1990-х гг. видна из следующих показателей: на Западную Европу приходилось 49 %, на зарубежную Азию – 23, на Северную Америку – 18, на Латинскую Америку – 4, на Африку – 2 и на остальные регионы – 4 %. Из этих цифр следует, что эпицентром мировой торговли услугами остается Западная Европа, которая особенно выделяется по размерам туристических, транспортных, информационных, разного рода финансовых услуг, а также услуг в области культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. На второе место (как и в торговле товарами) в 1990-х гг. выдвинулась зарубежная Азия, обогнавшая Северную Америку. Для этого региона наиболее характерно предоставление транспортных услуг, но его роль в торговле финансовыми, туристическими и иными услугами также возрастает. Однако в целом зарубежная Азия импортирует больше услуг, чем экспортирует. Северная Америка, роль которой фактически определяют США, предоставляет, как и Западная Европа, самый широкий ассортимент услуг – туристических, транспортных, информационных, инжиниринговых, образовательных и др. По некоторым из них (например, по лизинговым услугам) она занимает ведущее место в мире. В остальных регионах мира торговля услугами пока получила значительно меньшее распространение.

Такое региональное распределение мировой торговли услугами предопределяет и роль в ней отдельных стран. В экспорте коммерческих услуг уверенно лидируют США (около 340 млрд долл.). За ними с большим отрывом следуют Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия (на 100–180 млрд долл.). В импорте услуг США также опережают другие ведущие страны (280 млрд долл.), на втором месте находится Германия (200 млрд), за которой следуют Япония (140 млрд), Великобритания, Италия и Франция (по 80—130 млрд долл.). Доля этих стран в мировом экспорте и импорте услуг показана в таблице 164.

На основе данных таблицы 164, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, что торговля услугами совершается в первую очередь между развитыми странами Запада, и это во многом связано с деятельностью их ТНК. Во-вторых, что страной-лидером в торговле услугами остаются США, которые к тому же имеют в ней хорошо выраженное положительное сальдо. В-третьих, что в роли крупных импортеров услуг выступают Великобритания, Франция и Германия. В-четвертых, что в ведущую семерку из развивающихся стран входит только Китай.

Таблица 164

ДОЛЯ ВЕДУЩИХ СТРАН В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ В 2005 г.

Тем не менее доля развивающихся стран в мировой торговле услугами в последнее время имеет тенденцию к росту. Это происходит прежде всего благодаря новым индустриальным странам Азии, которые стали крупными потребителями, да и продавцами разного рода услуг. Но нельзя забывать и о совсем небольших, преимущественно островных государствах, специализирующихся на предоставлении туристических, транспортных, финансовых и иных услуг. Например, в крошечных островных государствах Карибского моря (таких, как Антигуа и Барбуда) услуги составляют более 2/3 во всей их внешней торговле. Впрочем, и в некоторых более крупных странах– в первую очередь благодаря туризму – эта доля также оказывается большой. Достаточно сказать, что в Мексике и Тунисе она составляет 25–30 %, а в Марокко – даже 60 %.

Место России на мировом рынке услуг можно охарактеризовать как довольно скромное. По стоимости экспорта и импорта услуг она только во второй десятке стран современного мира. К тому же в структуре российского экспорта услуг преобладают традиционные туристические и транспортные услуги, тогда как доля прочих услуг невелика. В отличие от торговли товарами сальдо торговли услугами в стране отрицательное. В известной мере это объясняется тем, что численность российских граждан, участвующих в заграничных поездках, значительно больше, чем численность иностранных граждан, которые посещают Россию. В последнее время стали принимать меры, направленные на уменьшение такой несбалансированности экспорта и импорта в торговле услугами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]