География важнейших видов транспорта - Хозяйство России - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

География 9 класс сборник заданий эффективная подготовка к ОГЭ

География важнейших видов транспорта - Хозяйство России - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Транспорт имеет большое значение в хозяйстве — он обеспечивает производственные связи между отраслями, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Транспортные пути способствуют хозяйственному освоению территории. Транспортный фактор влияет на размещение целого ряда производств.

Одним из показателей работы транспорта является грузооборот (пассажирооборот) — произведение перевезенной за год массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.

Таблица 87

Основные показатели транспорта России в 2009 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года)

Тыс. км

железнодорожные пути

86

в том числе электрифицированные

43

автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования)

776

трамвайные пути

2,6

троллейбусные линии

4,9

пути метрополитена

0,47

внутренние водные судоходные пути

102

магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)

65

Перевезено грузов транспортом

Млн т

железнодорожным

1109

автомобильным

5240

трубопроводным (нефть и нефтепродукты)

505

Грузооборот транспорта

Млрд т∙км

железнодорожного

1865

автомобильного

180

трубопроводного (нефть и нефтепродукты)

1123

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования

млн человек

железнодорожным

1137

автобусным

11 278

трамвайным

2217

троллейбусным

2414

метрополитеном

3307

воздушным

47

Пассажирооборот транспорта общего пользования

млрд пассажиро-километров

железнодорожного

151

автобусного

107

Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, составляет транспортную систему страны.

Транспортный узел — пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Основные виды транспорта — сухопутный, включающий железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный (речной и морской) и воздушный.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объем грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что в межсезонье 10% населения страны не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и к железнодорожным станциям и аэродромам. Средняя подвижность населения России (на 2011 г.) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обусловливающим территориальную разобщенность страны, является построение ее транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России. По протяженности железнодорожного полотна (86 тыс. км) Россия находится на втором месте после США. По протяженности электрифицированных дорог (43 тыс. км) Россия занимает 1-е место в мире. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.

Среди субъектов РФ лидерами по отправке грузов железнодорожным транспортом в 2009 г. были: Кемеровская область, Иркутская область, Свердловская область, Красноярский край и Челябинская область. По отправлению пассажиров железнодорожным транспортом лидировали г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новосибирская область.

По густоте железнодорожных путей лидируют: Московская область (включая г. Москву), Калининградская область, Тульская область, Курская область, Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург).

Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40% грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — “портом пяти морей”.

К другим важным рекам Европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.

В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путем. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги — Красноярск, Братск, Усть-Кут.

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении реки.

Важнейшими транспортируемыми грузами трубопроводного транспорта являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

В России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих экономику России, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию.

Магистральная система нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на 2006 г.), прокачивает более 90% российской нефти.

В настоящее время в нашей стране действуют следующие нефтепроводы:

“Дружба” — крупнейшая экспортная магистраль России;

Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;

Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;

Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегиревка — Одесса;

Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск;

Нижневартовск — Самара;

Сургут — Полоцк;

Александровское — Анжеро-Судженск;

Красноярск — Ангарск;

Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;

Балтийская трубопроводная система;

Восточный нефтепровод;

Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн т в год);

Баку — Новороссийск;

Узень — Атырау — Самара.

В настоящее время ведется строительство нефтепроводов Балтийская трубопроводная система II и Заполярье — Пурпе — Самотлор.

К проектируемым нефтепроводам относятся: Западная Сибирь — Мурманск, Заполярное — Пурпе, который свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан.

Газопроводы России объединены в Единую систему газоснабжения (ЕСГ), куда входят 160,4 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 объектов подземного хранения газа.

Крупные газопроводы:

Саратов — Москва — первый газопровод в России;

Ставрополь — Москва;

Кольцевой газопровод Московской области;

Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;

Средняя Азия — Урал;

Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;

Надым — Пунга — Пермь;

Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;

Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов;

газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы;

Ямал — Европа;

Голубой поток;

Дзуарикау — Цхинвал — самый высокогорный в мире;

Джубга — Лазаревское — Сочи.

Строятся газопроводы Северный поток, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия — Хабаровск — Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Регионы России, в которых отсутствует железнодорожный, внутренний водный и трубопроводный транспорт: Ненецкий автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Эвенский автономный округ, Республика Тыва, Камчатская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ.

Морскому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется ее положением на берегах трех океанов и большой протяженностью морской границы.

Грузооборот морских портов России в 2009 г. составил 496,4 млн т. Объем перевалки сухих грузов — 198,4 млн т, наливных — 298,0 млн т.

Операторы морских терминалов Северо-Западного бассейна перегрузили 223,3 млн т грузов, из которых наливные грузы составили 147,8 млн т, сухие — 75,5 млн т. Грузооборот порта Приморск составил 79,1 млн т, порта Мурманск — 37,4 млн т, порта Высоцк — 17,3 млн т, порта Усть-Луга — 10,4 млн т, Большого порта Санкт-Петербург — 50,4 млн т, порта Калининград — 12,4 млн т.

Грузооборот портов Южного бассейна составил 180,9 млн т, в том числе, сухих — 64,5 млн т, наливных — 116,5 млн т. Операторы морских терминалов Новороссийска перегрузили 123,6 млн т, Ейска — 4,3 млн т, Тамани — 10,8 млн т, Туапсе — 18,4 млн т.

Порты Дальнего Востока перегрузили 92,1 млн т грузов, из которых 58,4 млн т составили сухогрузы и 33,7 млн т — наливные грузы. Грузооборот порта Ванино составляет 23,5 млн т, Находки — 15,8 млн т, Владивостока — 15,6 млн т, Восточного — 18,9 млн т.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем в ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей. Плохое состояние автодорог страны влечет за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки). Его значение быстро возрастает, несмотря на самую высокую, по сравнению с другими видами сухопутного транспорта, себестоимость перевозок. Он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. По мере увеличения средней грузоподъемности грузовых автомобилей себестоимость перевозок автотранспортом снижается. Имеет большое значение в горных и в северных районах, где нет железных дорог.

В перевозках грузов автомобильным транспортом лидировали Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Краснодарский край, Республика Татарстан, Самарская область. Наибольший грузооборот автомобильного транспорта показали Тюменская область, г. Москва, Краснодарский край, Московская область, Самарская область.

По густоте автомобильных дорог лидируют Московская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Республика Северная Осетия — Алания, Чувашская Республика.

По удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог общего пользования лидируют Республика Адыгея, Пензенская область, Владимирская область, Тульская область, Смоленская область.

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), большее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% (по состоянию на 2011 г.) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву.






Для любых предложений по сайту: [email protected]