География ЕГЭ - Комплекс материалов для подготовки учащихся
ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАГМЕНТА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ
В КИМ ЕГЭ включены задания, которые проверяют сформированность практических умений - определять расстояния на местности по карте определенного масштаба, определять азимут на объект по карте, и строить профиль рельефа местности определенного участка по топографической карте (профиль предлагается построить в масштабе, отличном от масштаба карты).
Формулировка заданий:
Задания 1-3 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
Правильный ответ: 250
Что требуется от учеников: определить расстояние по карте с помощью масштаба.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: что такое масштаб, как его использовать для определения расстояний по карте с помощью линейки, как округлять числа до десятков метров.
2. Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
Правильный ответ: 90
Что требуется от учеников: определить азимут по карте с помощью транспортира.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: что такое азимут, как его измерить по карте, в каких пределах он изменяется (от 0 до 360° между направлением на север и на предмет по часовой стрелке), уметь измерять углы с помощью транспортира. При подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на измерение тупых углов. Наибольшее количество ошибок возникает, если азимут, который требуется определить, составляет больше 180°.
3. Постройте профиль рельефа местности по линии A-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком “X” положение родника.
Правильный ответ: (родник на рисунке в ответе должен находиться на расстоянии 42 мм от левой оси)
Что требуется от учеников: построить профиль рельефа по карте по линии A-В в масштабе, который отличается от масштаба карты.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: способы изображения рельефа на картах, уметь определить расстояние на карте и перевести его в другой масштаб, определить высоты точек по горизонталям и другим условным обозначениям, определить общее направление изменение рельефа (понижение или повышение), определить наличие таких форм рельефа на линии профиля, как ямы, обрывы.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Задания 1-3 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника, расположенного на левом берегу реки Андога. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
2. Определите по карте азимут от точки А на родник, расположенный на левом берегу реки Андога. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
3. Постройте профиль рельефа местности по линии A-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком “X” положение отдельно стоящего здания.
Задания 4-6 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
4. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до отдельно стоящего дерева вблизи озера Мелкого. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
5. Определите по карте азимут от школы на отдельно стоящее дерево. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
6. Постройте профиль рельефа местности по линии А - В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком “X” положение отдельно стоящего дерева.
Задания 7-9 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
7. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
8. Определите по карте азимут от точки А на колодец. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
9. Постройте профиль рельефа местности по линии A-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком “X” положение проселочной дороги.
Задания 10-12 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
10. Определите по карте расстояние на местности по прямой от пункта государственной геодезической сети 156,9 до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
11. Определите по карте азимут от пункта государственной геодезической сети, расположенного на высоте 156,9 м на колодец. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
12. Постройте профиль рельефа местности по линии A-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком “X” положение пункта государственной геодезической сети, расположенного на высоте 156,9 м.
Задания 13-15 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
13. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:____ м.
14. Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ________ град.
15. Постройте профиль рельефа местности по линии A-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком “X” положение родника.