География ЕГЭ - Комплекс материалов для подготовки учащихся
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для выпускников, которые собираются сдавать Единый государственный экзамен по географии в 2017 г.
В пособии представлены общие методические рекомендации по подготовке к экзамену и тренировочные задания по темам. Последовательность тем соответствует последовательности заданий в проекте демоверсии экзаменационной работы 2017 г. В каждой теме несколько заданий — тренировочные и задания для самопроверки. Тренировочные задания позволяют составить некоторое представление о содержании, проверяемом в КИМ по географии. Задания для самопроверки позволяют увидеть, в какой форме планируется проверять данное содержание в 2017 г.
В пособии также даны 5 вариантов (с ответами), составленных по проекту спецификации и демонстрационного варианта КИМ 2017 г.
С помощью пособия выпускники могут проверить свой уровень подготовки и выявить пробелы в знаниях, учителя могут использовать материалы пособия при организации подготовки к экзамену.
Все виды заданий имеют свою специфику, которую необходимо учитывать.
В некоторых случаях ответ надо записать в виде числа, например при определении азимута, расстояний.
Формат записи ответов на некоторые задания приводится в тексте КИМ, посмотреть его можно и в демоверсии, на стр. 7 пособия.
Следует помнить, что числа ответа в некоторых заданиях могут быть отрицательными (при вычислении естественного прироста, миграционного прироста), и не забывать ставить знак минус (“-”) при записи ответа. Важно выполнять инструкции по записи ответов в экзаменационный бланк.
В других заданиях ответ нужно записать в виде последовательности цифр. Важно указать цифры в последовательности, о которой сказано в условии задания.
В заданиях на установление соответствия между географическими объектами и их признаками количество элементов, между которыми нужно установить соответствие, не совпадает. Например, дается три географических объекта и четыре признака. При этом каждому объекту соответствует только один признак (т.е. один из признаков не соответствует ни одному из указанных в задании объектов).
В заданиях с множественным выбором нужно выбрать несколько верных ответов из нескольких предложенных вариантов. При выполнении заданий этого типа также следует внимательно анализировать все варианты и только потом выбранные ответы заносить в бланк. В условии некоторых заданиях не говорится, сколько ответов правильных. Нужно выбрать все ответы, которые экзаменуемый считает правильными.
В заданиях с развернутым ответом нужно не только записать ответ на поставленный вопрос, но и весь ход рассуждений, т.к. оценивается не только правильность ответа, но и его полнота. Следует внимательно читать задание, и если есть указание на обоснование своего мнения, запись решения, сравнение нескольких показателей - необходимо в ответе записать все, о чем спрашивается в задании. В пособии приведены критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, с помощью которых специально подготовленные эксперты после экзамена оценивают ответы и выставляют баллы. Ознакомление с критериями оценивания ответов поможет лучше подготовиться к экзамену.
В КИМ ЕГЭ 2017 г., как и в КИМ 2016 г., не будет заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Все задания будут с кратким ответом.
В экзаменационной работе большая часть заданий нацелена на проверку блока требований государственного образовательного стандарта “знать и понимать”. Но часто это задания не на простое воспроизведение, а именно на понимание сущности географических процессов или явлений, умение применить знания для решения практической или учебной задачи. Достижение требований блока “уметь” проверяют многие задания, причем в ряде случаев это практическое умение - определить географические координаты, расстояния или азимут по карте, построить профиль рельефа местности, а в ряде случаев интеллектуальное умение - уметь оценить, сравнить, выявить тенденцию, объяснить, проанализировать и т.п.
Для успешного выполнения экзаменационной работы необходимо систематическое, последовательное повторение основных вопросов курсов школьной географии, наличие сформированных представлений о положении на карте основных географических объектов.
Большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знаниях. Для их выявления важно принимать во внимание типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий экзаменационной работы. В данном пособии типичные ошибки описаны для каждого типа заданий.
При определении географических координат типичные ошибки выпускников часто связаны с тем, что они путают западную и восточную долготу. При подготовке к экзамену следует тренироваться в определении географических координат на картах разных географических проекций. При повторении материала о природе Земли и России больше внимания целесообразно уделить распространению природных зон на территории России и мира, взаимосвязям компонентов природы в разных ПК, т.к. этот материал оказывается более сложным для выпускников. Сложности традиционно вызывают вопросы, связанные с распространением разных типов почв на территории нашей страны. При подготовке к экзамену следует повторить материал об абсолютной и относительной влажности воздуха, о коэффициенте увлажнения, о закономерности изменения температуры воздуха и атмосферного давления с высотой^
Многие ошибки связаны с непониманием закономерностей распределения тепла в пределах различных территорий, в частности, особенностей изменения средних температур воздуха в умеренном климатическом поясе Евразии и в России в зимнее время.
Для успешного выполнения заданий на знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем; мер по сохранению природы, основных причин загрязнения атмосферы и гидросферы, “вклада” отдельных отраслей хозяйства и стран в это загрязнение важно уметь привести примеры рационального и нерационального природопользования в хозяйственной деятельности человека. Важно понимать сущность понятия “рациональное” и “нерациональное” природопользование, чтобы при анализе новых примеров природопользования уметь увидеть их “рациональность” или “нерациональность”.
Успешное выполнение заданий на знание фактов, касающихся суточного и годового движения Земли, закономерностей распространения явлений полярного дня и полярной ночи и способность применить знания о положении Солнца над горизонтом на разных параллелях в течение года для сравнения продолжительности светового дня, высоты Солнца над горизонтом возможно только при понимании географической сути дней равноденствия и солнцестояния, тропиков и полярных кругов.
Эти вопросы, изучаемые в начальном курсе географии, в условиях недостатка времени в учебном плане, часто оказываются недостаточно хорошо усвоены учащимися.
Практически все задания на понимание основных направлений международных миграций населения, различий в уровне и качестве жизни населения мира, географических различий в уровнях урбанизации в разных регионах и странах мира базируются на знании типологических различий экономически развитых и развивающихся стран. Ошибки связаны в первую очередь с ошибочным отнесением некоторых стран к числу наиболее развитых и непониманием термина “миграционный прирост населения”. Часть выпускников имеет ложное представление о том, что один из наиболее высоких в мире показателей средней ожидаемой продолжительности жизни населении наблюдается в Индии. Типичные ошибки также связаны с незнанием того, что для многих стран Латинской Америки (таких, как Мексика, Бразилия, Аргентина) характерна высокая доля населения, проживающего в городах.
У части выпускников вызывает затруднение определение верного соотношения долей секторов экономики, характерное для постиндустриальной структуры хозяйства. Чтобы не ошибаться при выполнении таких заданий, достаточно представлять, что во всех экономически развитых странах основное место в структуре экономики принадлежит непроизводственной сфере (сфере услуг), а в наиболее отсталых, беднейших странах мира – сельскому хозяйству.
Типичные ошибки в заданиях, проверяющих знание особенностей размещения основных отраслей мирового сельского хозяйства, крупнейших экспортеров важнейших видов сельскохозяйственной продукции и географии сельского хозяйства России, часто объясняются незнанием особенностей агроклиматических условий, благоприятных для выращивания наиболее важных сельскохозяйственных культур (с упрощенным представлением о том, что чем южнее регион, тем благоприятнее агроклиматические условия). Соответственно важно, чтобы изучение всех вопросов, связанных с сельским хозяйством велось с опорой на карту агроклиматических ресурсов, ставило целью понимание, а не запоминание учащимися размещения основных отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственной специализации территорий.
Есть некоторые типичные ошибки и в знаниях об особенностях размещения населения России и Основной полосы расселения. Они, как правило, обусловлены ложным представлением о том, что в азиатской части России плотность населения везде низкая. Чтобы не ошибаться при выполнении таких заданий, важно представлять положение на карте Основной полосы расселения. Важно помнить, что северные регионы Европейской части России (Республика Коми, Архангельская область) не относятся к числу густонаселенных, а многие восточные регионы (Кемеровская, Новосибирская области) имеют высокую плотность населения.
Знание географических особенностей природно-хозяйственных районов России вызывает определенные трудности. Часто ошибки связаны с недостаточно качественным владением материалом о географии отдельных отраслей хозяйства страны. Например, значительная часть выпускников не знает того, что в Центральной России находятся крупнейшие в стране запасы железной руды, что в Поволжье добывают нефть, что на Дальнем Востоке, на шельфе у побережья о. Сахалин, добывают нефть и природный газ.
Типичные ошибки при выполнении заданий, проверяющих знания о роли России в современном мире, часто связаны со смешением понятий “импорт” и “экспорт”.
При выполнение заданий, проверяющих понимание основных географических понятий, важно уметь выявить в предлагаемых высказываниях признаки географических объектов или явлений. Важно понимать суть процессов и явлений, которые эти понятия отражают, уметь увидеть частные случаи их проявления в окружающей действительности. Понятие “международная экономическая интеграция” по- разному определяется в разных УМК, но нужно помнить, что ключевой признак этого явления - координация экономической политики.
Задание, проверяющее умение определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов и явлений, вызывают некоторые затруднения у многих выпускников. Это связано с тем, что они не могут правильно оценить статистические данные объемов промышленного производства, приведенные в процентах к предыдущему году.
Задание, проверяющее умение решать задачи на определения различий во времени в различных частях страны с использованием карты часовых зон, включается в экзаменационную работу КИМ ЕГЭ на протяжении нескольких лет. Типичные ошибки частично связаны с непониманием закономерностей изменения времени, часть - с неумением пользоваться картой часовых зон. Ошибки при выполнении заданий бывают связаны с неверным определением различий во времени между часовыми зонами.
При определении величины миграционного прироста в заданиях с использованием диаграмм (умение определять по разным источникам информации географические тенденции развития социально- экономических объектов, процессов и явлений) часть ошибок выпускников связана с неверными расчетами и неверной записью результатов вычислений (при записи ответа не вписывали знак “минус”). Часть типичных ошибок связаны с тем, что не сформированы понятия “миграционный прирост” и “иммиграция”, “эмиграция”.
В заданиях, проверяющих знание демографических особенностей стран и регионов, ошибки связаны с непониманием различий естественного прироста населения внутри групп развитых и развивающихся стран. Запоминание значений конкретных статистических показателей не требуется
В заданиях на сравнение ресурсообеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов на основе использования статистических данных ошибки также связаны с недостаточной сформированностью понятия.
При определении по карте расстояний с помощью масштаба часто учащиеся не переводят расстояние в метры, как того требует вопрос.
При определении азимута по карте ошибки связаны с тем, что часть выпускников затрудняется при необходимости измерить тупой угол.
В задании на построение профиля рельефа местности по топографической карте ошибки связаны с неумением определить направление уклона местности или определить высоту горизонталей.
Типичные ошибки при выполнении заданий на объяснение особенностей демографической ситуации стран связаны главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью, продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Многие выпускники пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими причинами. Или выпускники ошибочно полагают, что на долю лиц пожилого возраста в общей численности населения оказывает коэффициент смертности, а не показатель средней продолжительности жизни.
При объяснении особенностей климата учащиеся чаще затрудняются при необходимости анализировать азональные климатообразующие факторы.
Для выполнения заданий, предполагающих обоснование или прогнозирование различных географических явлений, также могут потребоваться знания из разных курсов школьной географии. Например, в этих заданиях может быть предложено оценить характер и степень изменения окружающей среды в результате создания новых хозяйственных объектов, выбрать место для размещения того или иного предприятия с учетом необходимости минимизировать его отрицательное влияние на природу, спрогнозировать социальные последствия изменения демографической ситуации в гипотетической стране, определить взаиморасположение пунктов по данным об их климате, обосновать различия в структуре высотной поясности горных стран. Эти задания являются одними из наиболее сложных. Значительная часть ошибок при выполнении этого задания связана с неспособностью проанализировать информацию, представленную в условии задания, особенно если информация дана на географической карте, или в предлагаемом коротком тексте, или зафиксирована в статистических материалах (в т.ч. климатограмме). Ответы выпускников часто сводятся к пересказу информации, представленной в условии, механическому описанию того, что показано на карте или в таблицах.
При сравнении роли сельского хозяйства в экономике двух стран по данным, представленным в статистической таблице типичной ошибкой большинства экзаменуемых, приступивших к выполнению подобных заданий, является слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами, - часть выпускников уже имея указанные в таблице данные о процентной доле сельского населения начинает вычислять соответствующие абсолютные значения, приходя в неверному выводу о том, что в США, например, доля сельского населения гораздо выше, чем в такой стране как Бенин. Частично ошибки в ответах на это задание связаны с тем, что учащиеся не сравнивают показатели стран, а просто переписывают данные из таблицы.
Задания с развернутым ответом на знание и понимание географических следствий движений Земли являются одними из наиболее сложных для выпускников, несмотря на то, что все они, по сути, являются типовыми. Используются всего четыре типа заданий и две (картографическая и табличная) формы представления информации в них. Как правило, основной причиной сложности этого задания является неспособность выпускников определить подход к решению задачи, непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты, но и от времени суток, неспособность осуществить перенос знаний в новую ситуацию (если пункты, о которых спрашивается, по условию задания находятся в южном, а не в Северном полушарии, в западном полушарии, а не в восточном).
Задания с развернутым ответом на определение естественного и миграционного прироста по статистическим данным требуют понимания сущности демографических показателей и внимательного отношения к подсчетам. Ошибки при их решении связаны с недостаточной сформированностью понятий, с тем, что выпускники “забывают” минусы при отрицательном значении показателей.
В данном пособии приведены примеры заданий, описаны знания и умения, которые необходимы для их решения.
В демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ есть приложение в виде политической карты мира и политико-административной карты России. Посмотреть их можно на сайте ФИПИ в папке “География” под названием “Справочные материалы”.
Утвержденный вариант демоверсии может отличаться от проекта, по которому составлены представленные в данном пособии варианты. Поэтому очень важно познакомиться с утвержденной демоверсией КИМ ЕГЭ 2017 г., которая будет размещена на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/.
Важно на экзамене записывать в бланк ответы в том виде, как указано в инструкции по выполнению работы. Ниже приведена инструкция из проекта демоверсии 2017 г. При подготовке к экзамену важно изучить и инструкцию к утверждённой демоверсии.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям части 1 (1-27) записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 28-34 требуют развёрнутого ответа. Ответом на задание 28 должен быть сделанный Вами рисунок. В заданиях 29-34 требуется записать полный ответ на поставленный вопрос или решение задачи. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ на него.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Также при подготовке можно использовать “Открытый сегмент ФБТЗ (федеральной базы тестовых заданий)”, размещенный там же (на сайте ФИГТИ). При подготовке к экзамену следует использовать географические атласы за 7-10 классы, т.к. для решения многих заданий необходимо иметь сформированные пространственные представления о размещении географических объектов России и мира, о распространении географических явлений.
В целом для успешного выполнения экзаменационной работы нужно иметь фактологические знания, уметь применить имеющиеся знания для решения конкретной задачи. Тренировка в решении типичных заданий может оказать существенную помощь при подготовке к Единому государственному экзамену по географии.
Желаем успехов в подготовке к экзамену.