География самостоятельная подготовка к ЕГЭ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статистические материалы — один из основных источников географической информации.
Статистика — это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей.
В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи:
1. Сбор статистических данных, когда статистическая информация может быть взята в готовом виде из различных публикаций (статистических сборников, справочников, информационных бюллетеней, из газет, журналов, карт, атласов), а может быть собрана в ходе специально организованного статистического наблюдения как целенаправленного обследования. Получение необходимых исходных данных является не только первоначальной задачей, но и наиболее трудной и важной операцией любого исследования, поэтому статистическому наблюдению уделяют существенное внимание.
2. Обработка собранной информации, в ходе чего полученные количественные данные обращаются и систематизируются посредством статистической сводки и группировки, через которые достигается возможность их дальнейшего использования в географическом исследовании.
3. Анализ и интерпретация данных — это их сравнение, сопоставление друг с другом, расчет из исходных величин необходимых статистических показателей, получение выводов, и выявление соответствующих особенностей и закономерностей развития рассматриваемых объектов и явлений.
4. Представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме, так чтобы сделать ее удобной для хранения и доступной для дальнейшего использования, наглядного восприятия всеми, кто будет ее применять.
Решение этих задач статистики создает возможности для формирования информационной базы географии, в которой количественные данные занимают важное место.
К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн. км2, что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай или США. По численности населения она входит в десятку крупнейших стран. На 1 января 2009 г. в России проживают 141,9 млн. человек.
Относительная величина выражает результат сопоставления статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные закономерные изменения географических явлений, например плотность населения.
Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.
Для того чтобы научиться работать со статистическими таблицами, надо в первую очередь представлять, как они организованы.
Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф, снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей.
При чтении любой статистической таблицы начинают с общего заголовка.
Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, на картах и картосхемах.
Очевидно, что статистическая информация быстро устаревает и требуется ее постоянное обновление. В этом могут помочь образовательные ресурсы Интернет.
Задания по разделу 1.3
1. Используя данные таблицы «Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ», определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2006 год наблюдался рост численности всего населения.
Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ
Регион |
Площадь территории, тыс. км2 |
Численность населения по годам, тыс. чел. |
||||||||
всего |
городского |
сельского |
||||||||
1995 |
2000 |
2006 |
1995 |
2000 |
2006 |
1995 |
2000 |
2006 |
||
Мурманская область |
144,9 |
1151 |
1082 |
857 |
1059 |
999 |
782 |
92 |
83 |
75 |
Республика Коми |
416,8 |
1133 |
1043 |
975 |
852 |
785 |
738 |
281 |
258 |
237 |
Республика Дагестан |
50 |
2200 |
2443 |
2659 |
945 |
1040 |
1133 |
1255 |
1403 |
1526 |
Псковская область |
55,4 |
826 |
782 |
714 |
534 |
513 |
481 |
292 |
269 |
233 |
1) Мурманская область
2) Республика Коми
3) Республика Дагестан
4) Псковская область
2. Используя данные таблицы «Демографические показатели Псковской области, Республики Коми, Республики Алтай, Волгоградской области», определите, в каком из перечисленных регионов наблюдалась наибольшая смертность.
Демографические показатели Псковской области, Республики Коми, Республики Алтай, Волгоградской области
Регион |
Общая численность населения, тыс. чел. |
Рождаемость, % |
Естественный прирост, % |
Псковская область |
714 |
8,9 |
-14,4 |
Республика Коми |
975 |
11,1 |
-2,7 |
Республика Алтай |
205 |
16,6 |
2,8 |
Волгоградская область |
2620 |
9,8 |
-5,5 |
1) Псковская область
2) Республика Коми
3) Республика Алтай
4) Волгоградская область
3. Определите естественный прирост населения Афганистана, используя данные таблицы. Ответ запишите цифрами.
Коэффициент рождаемости (на 1000 чел.) |
Коэффициент смертности (на 1000 чел.) |
42 |
18 |
Ответ: ______________________ ‰.
4. Определите среднюю плотность населения в Псковской области. Ответ запишите цифрами.
Численность населения, тыс. чел. |
Площадь территории, км2 |
714 |
55,4 |
Ответ: ____________ чел. на 1 км2.
5. Какое максимальное количество атмосферных осадков выпадает в городе Кэрнс?
Ответ: ______________ мм.