География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Экскурсия на местное предприятие - РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: Познакомить учащихся с производством. Дать представление о технологии производства. Познакомить с профессиями. Выполнить практическую работу «Описание предприятия».
Оборудование: План описания предприятия, тетради (блокноты), ручки, фотоаппарат.
Ход урока
I. Организационный момент
На урок необходимо 2 часа, поэтому экскурсию лучше проводить на последнем уроке. Учащиеся разбиваются на небольшие группы. Знакомятся с планом характеристики предприятия. Лучше, когда учащиеся получают план (по своему разделу) на карточке. Задача каждой группы: выяснить во время экскурсии ответы на свои пункты плана.
Учащиеся должны быть проинструктированы по технике безопасности.
II. Практическая работа
План описания предприятия:
1. Наименование предприятия, к какой отрасли промышленности оно относится? Форма собственности.
2. Географическое положение предприятия. Почему предприятие размещено в этом населенном пункте?
3. Историческая справка предприятия (когда построено, как изменилось в ходе развития?)
4. Какую продукцию производит предприятие, в каких отраслях хозяйства находит применение его продукция?
5. Какое сырье поступает на предприятие и откуда? (В отчете по этому пункту вычерчивается схема.)
6. Основные этапы технологического процесса. Из каких цехов состоит предприятие, как сырье перерабатывается в готовую продукцию, какими машинами оборудовано предприятие, какова степень механизации и автоматизации производства?
7. Производственные связи предприятия (откуда поступает топливо, энергия, куда отправляется готовая продукция)?
8. Коллектив предприятия: сколько человек работает на предприятии, какие специальности востребованы, где готовят специалистов для предприятия?
9. Каковы проблемы и перспективы развития предприятия?
После проведения экскурсии учащиеся готовят отчет по предприятию:
1 вариант - описание (составляется из отчетов групп по своим вопросам, аккуратно оформленных).
2 вариант - каждая группа получает информацию о предприятии от других групп в обмен на свою информацию.
Таким образом, каждая группа готовит описание предприятия.