Центрально-Черноземный район - РАЙОНЫ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Центрально-Черноземный район - РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района. Сформировать представление об этапах освоения территории ЦЧР. Определить проблемы и пути их решения.

Оборудование: карты физическая, политико-административная России и европейской части России; экономическая карта Центральные районы России. Коллекция «Черная металлургия» (руда, кокс, металл), художественная литература «Записки охотника», картина «Добыча железной руды».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Проверить выполнение задания по характеристике города Санкт-Петербурга. Характеристику 1-2 городов заслушать.


III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с особенностями Центрально-Черноземного района России.

В середине XIX века русский писатель Иван Сергеевич Тургенев в «Записках охотника» (рассказ «Хорь и Калиныч») так описал жизнь населения ЦЧР. (Зачитать вслух отрывок (учебник А. с. 224).)

Почему калужский крестьянин, живущий в менее благоприятных природных условиях «глядит смело и весело», «избы стоят вольней и прямей, крыты тесом»; ворота плотно запираются»..., а орловский мужик «угрюм, глядит исподлобья», хотя почвы орловщины плодородные черноземы?

Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с историей освоения ЦЧР.

- Рассмотрим вначале ЭГП района. В состав района (по Госплановскому делению) входит 5 областей: Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская и Белгородская. К ЦЧР относят еще Орловскую область (с черноземными почвами), Пензенскую и Мордовию также по причине наличия в этих регионах черноземов.

Работа с картой:

- Нанесите состав на контурную карту, подпишите главные города.

- Определите положение ЦЧР на физической карте. (Территория ЦЧР находится на Среднерусской возвышенности, по которой проходит водораздел рек Оки, Дона; Воронежская, Липецкая и Тамбовская области - на Окско-Донской равнине.)

- Центрально-Черноземный район изобилует множеством оврагов. Причинами густоты овражной сети являются холмистая поверхность, вырубленные леса, а черноземы большей частью распаханы. Рыхлая почва легко размывается водными потоками.

Определим соседей ЦЧР. (Учащиеся по карте с. 195, рис. 59, уч. А. определяют, что ЦЧР граничит на севере с развитым Центральным районом, на востоке - с Поволжьем, на юге с Украиной и Северным Кавказом.)

Задание:

- Оцените соседство ЦЧР. (Для ЦЧР благоприятно соседство с Центральным районом, с Поволжьем - эти районы имеют высокий промышленный потен- ifuai. Соседство с Украиной (прозрачная граница) позволяет поддерживать экономические связи с бывшей республикой СССР.)

Работа с картой:

- По карте политико-административной и карте транспорта определите транспортное положение ЦЧР. (Через ЦЧР проходят железные дороги из Центрального и Поволжского районов. По территории проходят транзитные магистральные нефте- и газопроводы. Район сухопутный. Крупная река Дон протекает по территории района своим верхним течением. Очевидно в районе существует водная проблема.)

- Сделаем вывод. В целом ЭГП ЦЧР благоприятно в настоящее время для развития его хозяйства.

- Природные ресурсы ЦЧР. В ЦЧР два основных ресурса. Об одном мы уже говорили - это черноземы - условие для развития земледелия (или АПК). А вот второй ресурс определите сами (по карте физической, или карте «минеральные ресурсы»).

Учащиеся находят месторождение железной руды, вспоминают, что это крупнейшие месторождения Курской магнитной аномалии (КМА) и делают вывод.

Вывод: Наличие железных руд позволяет развивать здесь черную металлургию. Но открыто оно было только в XX веке.

- А теперь давайте познакомимся с историей заселения района с помощью учебника.

Задание:

- Прочитайте текст на с. 226. Определите этапы освоения территории района. Расскажите о заселении и освоении района по плану:

1. «Дикое поле».

2. «Засеки - засечная черта», Белгород - Воронеж - Козлов - Саранск.

3. Ратные люди.

4. Служилые люди - колонизация.

5. Хлеб.

6. Новороссия - пшеница ЦЧР - «серые хлеба».

7. К XX в. - отработочная система = барщина.

8. Центр - кустарные промыслы (отходничество), а ЦЧР - земледельческий отход.

9. 1926 г. - 14 млн. человек; 1989 г. - 11 млн. человек.

10. «Русский чернозем» В. В. Докучаев.

11. Однообразие - земледелие.

12. Начало XX в. - сахарная свекла.

13. Пищевая промышленность.

14. Химическая.

15. Машиностроение (авиазавод).

16. КМА → черная металлургия → машиностроение.

Учащиеся по очереди рассказывают об этапах освоения территории ЦЧР в парах (I вариант → II вариант) или в группе по 4 человека.

- Рассмотрим специализацию хозяйства.

Задание:

- Определите отрасли специализации ЦЧР по данным учебника А. (с. 229) или по таблице 4, приложения, с. 320. Для этого вспомним:

К = П/Н, где

П - доля продукции района, в общем производстве страны,

Н - доля населения района в общем населении страны.

Учащиеся определяют, что отраслями специализации являются АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность и черная металлургия).

- Определите динамику развития отраслей в ЦЧР с 1991 по 1999 г.

(Рост производства продукции произошел:

в электроэнергетике с 2,4% до 13%;

в черной металлургии с 10,5% до 34%;

в остальных отраслях роста производства не наблюдалось или даже происходил спад производства, например:

в машиностроении с 24,6% до 14,3%;

в легкой с 13,6% до 1,2%;

в пищевой с 29,4% до 19,9%.)

Работа с картой:

- Нанесите на контурную карту районы добычи железной руды (район г. Старого Оскола (Белгородская область) и район г. Железногорска (Курская область).

- Отметьте два металлургических завода: Липецк и Старый Оскол. В каком из этих центров применяется новая технология производства стали? (В Старом Осколе - внедоменный процесс плавки стали.)

- На каком предприятии производятся минеральные удобрения? (На основе отходов коксового производства Новолипецкого завода полного цикла.)

- Отметьте на контурной карте производство: вычислительной техники - Курск, Орел, Пенза; самолетов - Воронеж.

- Нанесите на контурную карту АЭС: Нововоронежскую АЭС, Курскую АЭС.


IV. Закрепление

В группе из 4 человек учащиеся берут оно задание из четырех. После выполнения обсуждают результаты.

Задания:

1. Определите проблемы ЦЧР и их решение.

2. Определите специализацию АПК и проблемы АПК.

3. Каковы перспективы ЦЧР.

4. Составьте на контурной карте схему внешних территориально производственных связей ЦЧР.

Ученик должен определить круг основных проблем.

По 1 вопросу:

1) Сохранение главного богатства ЦЧР - черноземов. Разрушение черноземов связано с двумя факторами:

а) добыча железной руды в карьерах - под отвалами и при вскрышных работах гибнет чернозем, поэтому необходима рекультивация почвы (ее восстановление).

б) эрозия водная приводит к разрастанию овражской сети, путь - борьба с новой эрозией - поперечная распашка склонов, обсадка, задернение склонов, террасирование склонов.

2) проблема водная - реки маловодные, открытая добыча руды ведет к понижению уровня грунтовых ОВД, необходима жесткая экономия воды, особенно для полива сельскохозяйственных угодий.

3) экологическая проблема - на территории ЦЧР есть грязные производства: черная металлургия, химическая промышленность, АЭС.

По 2 вопросу:

1. АПК - специализируется на:

а) выращивании зерновых культур - (пшеницы, кукурузы); технических культур (сахарной свеклы, подсолнечник);

б) на молочно-мясном скотоводстве и свиноводстве (на отходах переработки сельскохозяйственных культур - жмых, отруби и др.).

Проблемы АПК связаны с сокращением площади пашни в результате эрозии почв; конкуренцией импортной продукции.

По 3 вопросу:

О перспективах ЦЧР:

1. Развитие АПК и увеличение производства продовольствия.

2. Развитие машиностроения особенно точного и наукоемкого.

3. Реконструкция старых предприятий (особенно пищевой промышленности).

4. Поддержка и развитие малых и средних городов.

По 4 вопросу:

Учащиеся на контурной карте отмечают стрелочками ввоз в район и по стрелкам подписывают предметы ввоза и вывоза из района продукции отраслей специализации.

Ввоз - нефть, газ, уголь, машины.

Вывоз - сахар, масло, мясо, руда, металл, зерно.

Вывод:

А теперь мы можем ответить на вопрос, заданный в начале урока: «Почему же Орловский мужик был угрюм?» (Однобокая специализация на зерновом хозяйстве, барщина - причины оскудения.)


Домашнее задание

По уч. А.: § 48;

Задание на выбор учащегося из раздела «Вопросы для самооценки»:

1) с 1 по 5;

2) 6, 7;

3) 8, 9;

Рубрики «Представьте, что ...», «Моя точка зрения ...», «Проблема ждет вашего решения».

Индивидуальное сообщение о Санкт-Петербурге по плану:

1. Достопримечательности.

2. Планировка.

3. Проблемы города.

Подготовить сообщение о Новгороде Великом.


Дополнительный материал

О перспективах развития хозяйства ЦЧР.

После распада СССР в России осталось мало районов с благоприятными условиями для земледелия, поэтому значение ЦЧР, как сельскохозяйственного района возросло.

В перспективе агропромышленное производство будет наращиваться. Способствовать специализации ЦЧР на АПК будет приток мигрантов из ближнего зарубежья, из зоны Крайнего Севера и военнослужащих. Переселенцам легче обосноваться в сельской местности, в малых и средних городах.

После распада СССР возросло значение месторождения железной руды КМА, т. к. месторождение Кривого Рога Украины, обеспечивавшее около половины потребности металлургии России в железной руде, оказалось за рубежом.

Металлургические заводы ЦЧР (в Липецке и Старом Осколе) самые молодые, оборудование заводов еще не изношено.

Близость ЦЧР к Западной Европе позволит увеличить экспорт руды и металла, экономя на транспортных расходах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]