География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Население и хозяйство Центрального района - РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения. Дать понятие об «отхожем промысле» и «кустарном промысле». Обсудить проблемы населения и хозяйства Центрального района.
Оборудование: Карта «Центральные районы», политико-административная и физическая карты России, образцы изделий народных художественных промыслов Центрального района. Коллекция «Виды тканей, волокон».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Устно (взаимоопрос):
1) Охарактеризуйте экономико-географическое положение Центрального района.
2) Дайте оценку природных условий и ресурсов Центрального района.
В течение 2 минут учащиеся отвечают на свой вопрос: 1 вариант - ЭГП, 2 вариант - природные условия и ресурсы. Затем учитель вызывает к доске по 1 ученику от каждого варианта для защиты оценок своего варианта, если оценки учителя и учащегося совпали, то можно оставить оценки всему классу. А можно в качестве защиты оценок задать по дополнительному вопросу каждому учащемуся.
Примеры вопросов:
1 вариант - ЭГП Центрального района
1. Сколько областей входит в состав Центрального района? (12.)
2. С какими странами граничит Центральный район? (Украина, Беларусь.)
3. Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу? (По каналу им. Москвы.)
4. Какой рисунок имеет железнодорожная сеть Центра? (Колесо - в центре Москва - по радиусу расходятся в разные стороны железные дороги.)
5. Как попадали из Москвы в Волгу до строительства канала им. Москвы? (Из Москвы-реки в Оку, а из Оки в Волгу.)
2 вариант - Природные условия и ресурсы Центрального района
1. Каков рельеф Центрального района? (Всхолмленная равнина.)
2. Каков климат района? (Умеренно-континентальный.)
3. В каких природных зонах распложен район? (Север - в тайге; Центр - смешанные леса; Юг - лесостепь.)
4. Назовите топливные ресурсы Центра. (Бурый уголь, торф - Подмосковный бассейн.)
5. Назовите местное сырье для производства удобрений. (Фосфориты.)
6. Почему Н. Н. Баранский сказал, что здесь (в Центре) не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли наличные полезные ископаемые?
7. Почему население должно было добывать себе пропитание разными промыслами? (Малоблагоприятные условия для зернового хозяйства: много лесов, малоплодородные земли.)
III. Изучение нового материала
- Большая часть населения Центрального района - это русские, но здесь шло смешение славян с местными племенами.
Задание:
- Прочитайте текст на с. 206 и выберите черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей. Запишите их в тетрадь.
Характер |
Природные условия |
1. Терпеливость 2. Нетребовательность к условиям жизни 3. Непритязательность 4. Выносливость 5. Предприимчивость 6. Изворотливость 7. Сотрудничество |
Суровая, скудная природа, лишения |
1. Большая работоспособность 2. Нет выдержки в труде 3. Склонность к безделью и отдыху |
Короткое лето, переменчивость погоды Длинная зима |
Физический тип 1. Среднего роста 2. Сильное телосложение 3. Широк в плечах 4. Тонкие черты лица, прямой нос, голубые глаза 5. Скуластость, широкий нос |
Славянский тип Смешение с финскими племенами |
- Особенностью занятий населения Центра было разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, преобладающие в крестьянских дворах, и отхожие промыслы - уход на заработки в города - Москву, Нижний Новгород и другие.
Задание:
Найдите примеры кустарных промыслов;
а) в Лесном Заволжье - изделия из древесины;
б) в южных районах - изделия из железа;
в) в районе г. Кимры - кожаная обувь;
г) в Гжельском районе - глиняная, фарфоровая посуда.
Вопросы к классу:
- Кто уходил в отход? (Мужское население.)
- Почему местности называли «бабьей стороной»?
- Престижно ли было отходничество? (Да. Жених должен был побывать в Москве, Петербурге. Иначе он не пользовался уважением у девушек.)
Вывод: Таким образом, население Центра было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способно к усвоению новых видов деятельности. Кустарные промыслы живы и по сей день - это народные художественные промыслы.
- В XIX веке сформировалась текстильная промышленность сначала на собственном, местном сырье (на льне, шерсти), а затеи на привозном (хлопке), затем с использованием синтетического и искусственного волокон.
Вопрос: Сегодня отрасль находится в упадке. Почему? (Более дешевые импортные ткани создали мощную конкуренцию; потеряны производственные связи с поставщиками сырья - хлопка; повысились цены на импортный хлопок.)
Задание:
- Найдите на карте центры хлопчатобумажной промышленности. (Иваново, Ярославль, Шуя, Орехово-Зуево, Ковров и др.)
- Почему Иваново называют «город невест»? (В текстильной промышленности преобладает женский труд.)
- Машиностроение является отраслью специализации Центра. Центр имеет высокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырьевая база, поэтому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.
Задание:
- Найдите предприятия атвомобиле- и авиастроения. (Авиастроение - Москва, Калуга, Смоленск, Воронеж, Нижний Новгород; Автомобилестроение - Москва, Нижний Новгород, Ликино -Дулево (автобусы), Павлов (автобусы).)
- Особенностью машиностроения Центра является преобладание наукоемких производств, особенно в ВПК, которые размещены в Подмосковье в технополисах - городах науки.
Задание:
- Назовите города науки и их специализацию?
1. г. Жуковский - ...
2. г. Королев - ...
3. г. Химки - ...
4. г. Фрязино - ...
Практическое задание
1) Учащиеся заполняют таблицу на с. 212, уч. А., находят на карте атласа (Центральные районы - центры художественных промыслов);
2) Наносят на контурную карту Центра народных промыслов;
3) Выполняют рисунки; пишут стихи о красоте изделий, о мастерстве и т. д.
Домашнее задание
По уч. А.: § 44, вопросы на с. 212;
1) Вопросы для самооценки 3-4 (на выбор);
2) Творческое задание: подготовить сообщения о городах науки;
3) Рисунки - народные художественные промыслы.
Для любознательных
1. По рисункам на с. 209 (уч. А.) ученики подготавливают сообщения о народных художественных промыслах.
2. Сообщение об одном из городов науки.
Опережающее задание
Подготовить сообщение о Москве по плану:
1) Планировка города и его границы;
2) Кремль - объект Всемирного культурного наследия;
3) Достопримечательности Москвы (например, экскурсия по Третьяковской галерее).