География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Металлургический комплекс. Черная металлургия - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.
Оборудование: Карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия» (каменный уголь, кокс, железняк-магнитный, красный, бурый, чугун, сталь).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тетрадь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.
2) Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).
Устный опрос:
- В чем преимущества и недостатки ГЭС?
- Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?
- Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?
- По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство экологически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования приливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря - Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возможно на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина суммарной солнечной радиации более 100 ккал/м2; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)
- По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидроэнергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких - строительство ГЭС наиболее перспективно.
3) Общий тест по теме «Топливно-энергетический комплекс»:
1. Группа электростанций, объединенных линиями электропередачи, образует ... (энергосистему).
2. К неисчерпаемым источникам энергии относятся:
а) энергия ветра;
б) энергия Солнца;
в) природный газ;
г) нефть.
3. Крупнейшие ГЭС России построены на реке
а) Волге;
б) Ангаре;
в) Енисее;
г) Оби.
4. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло.
а) ТЭС;
б) ГЭС;
в) ТЭЦ;
г) АЭС.
5. Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:
а) ТЭС;
б) ГЭС;
в) АЭС.
6. Укажите правильное утверждение.
а) В Западной Сибири добывают 90% нефти России;
б) Россия занимает 1 место по производству энергии на душу населения;
в) Доля газа в топливно-энергетическом балансе России возрастает, а доля нефти снижается.
7. Укажите город-центр Печорского угольного бассейна.
а) Ухта;
б) Сыктывкар;
в) Воркута;
г) Нарьян-Мар.
8. АЭС на Урале называется:
а) Обнинская;
б) Белоярская;
в) Билибинская;
г) Балаковская.
9. При строительстве ГЭС учитывают наличие:
а) природных условий;
б) топлива;
в) транспортной магистрали.
10. Самая дешевая энергия производится на:
а) АЭС;
б) ТЭС;
в) ГЭС.
11. Экологически самый чистый вид топлива:
а) торф;
б) газ;
в) уголь;
г) дрова.
12. В крупных городах строят:
а) АЭС;
б) ТЭС;
в) ГЭС;
г) ТЭЦ.
Ответы: 1 - энергосистема; 2 - а, б; 3 - в; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - в; 8 - б; 9 - а; 10 - в; 11 - б; 12 - г.
III. Изучение нового материала
- Металлургический комплекс производит конструкционный материал - металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования многих заводов, для строительства железных дорог и т. п. Основной потребитель металла машиностроение. Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлургии. 90% производимого металла составляет черный металл - сталь.
Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли.
План на доске:
1. Значение отрасли в народном хозяйстве.
2. Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).
3. Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость).
4. Факторы и принципы размещения предприятий.
5. Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу.
6. Проблемы и перспективы развития отрасли.
- Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт (железные дороги), судостроение, строительство и др. не могут обходиться без стали.
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
добыча железной руды (в карьерах)
↓
обогащение руды
(на ГОКах - горнообогатительные комбинаты)
↓
плавка чугуна
(в доменных печах)
↓
плавка стали
(в сталеплавильных печах)
↓
производство проката
(в прокатном цехе на прокатных станах - листы, рельсы, уголки, трубы и др.)
Собственно основа черной металлургии - это 3 цеха (производства). Если все три производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла.
Работа с картой:
- Найдите на карте атласа «Металлургия», или уч. А. с. 132, рис. 36, заводы полного цикла. Где они расположены? (Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новокузнецку - большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.)
- Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.
Запись в тетрадь
Комбинат - это предприятия, на которых кроме металлургического производства имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.
Задания:
- Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат.)
- Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комбинат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)
- Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)
- Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.
1. Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды (сырья) и топлива.
2. Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.
3. Металлургический завод - это еще и водоемкое предприятие, поэтому строится у крупной реки, озера или пруда.
4. Металлургия - «грязная» отрасль, поэтому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье населения.
5. Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.
- Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:
1. Уральская;
2. Центральная;
3. Сибирская.
Задание:
- Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»).
- По уч. Д., рис. 46, с. 137 определите:
1. Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?
2. Качество добываемой руды.
3. Вид топлива (уголь).
4. Крупные заводы базы.
5. Проблемы базы.
Учащиеся в группах по столам могут проработать варианты одну базу и затем обсудить результаты работы в классе.
III. Закрепление
- На контурной карте отметьте 3 базы, укажите месторождения руды, угля и крупные металлургические заводы.
- Используя карты атласа «Металлургия», «Электроэнергетика», «Топливная промышленность», «Транспорт» определите перспективный район для строительства металлургического завода полного цикла. (Это может быть район Нерюнгри, Чульман.)
Домашнее задание
По уч. Д.: § 25-26, с. 139 вопросы 1-2, с. 135 вопросы 1-2.
По уч. А.: § 30, с. 131-135 вопросы, с. 138 вопросы 2-6 и 10.
Индивидуальное задание (по уч. А., с. 139) «Моя точка зрения».
Опережающее задание
Подготовить сообщение о новых технологиях добычи руды (индивидуально).