География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Природные комплексы России - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: описать природный комплекс России, используя карты и текст учебника; формировать навыки работы с различными источниками географической информации; учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей.
Оборудование: карты России (физическая, климатическая, тектоническая, природных зон, растительности), книги, картины.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Урок-практикум — одна из форм выполнения практической работы, объемной по затратам времени. Учащиеся получают индивидуальное задание описать следующие ПТК: Карелия, полуостров Ямал, Алтай, Приволжская возвышенность, Северный Урал, Северо-Восточная Сибирь, полуостров Таймыр, остров Сахалин, Ставропольская возвышенность, Минусинская котловина.
Свой ПТК учащиеся могут вытянуть по жребию.
План описания
1. Географическое положение (к какому региону России относится, положение на территории региона).
2. Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный, равнинный). Преобладающая и наибольшая высоты. Влияние внешних процессов на формирование рельефа (ледник, водная эрозия, антропогенное влияние и т. д.).
3. Полезные ископаемые.
4. Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления).
5. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота, подземные воды). Особенности рек (бассейн, океан, питание, режим и т. д.).
6. Природные зоны, их использование и охрана.
7. Почвы.
8. Растения, животные.
9. Экологические проблемы территории.
Работа занимает целый урок. Учитель собирает работы, проверяет и оценивает.
Домашнее задание
Повторите изученный материал по разделу.