География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Животный мир России. Охрана органического мира - ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР РОССИИ
Цели: расширить знания учащихся о животном мире; дать знания о распространении типичных представителей животного мира и приспособлении их к среде обитания.
Оборудование: карты животного мира природных зон, картины, книги.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос
Учащиеся задают классу подготовленные к уроку вопросы.
2. Фронтальный опрос
— Почему растительный мир России разнообразен? (Разнообразен климат, горные породы, почвы, рельеф и т. д.)
— Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь? (Лесное.)
— Какая порода дерева самая распространенная в России, т. е. занимает большую площадь? (Лиственница.)
— Каково отличие видового состава тайги Русской равнины от тайги Восточной Сибири? (На Русской равнине лесообразующие породы — ель, сосна обыкновенная, пихта, а в тайге Восточной Сибири — только лиственница.)
— Почему в тундре «грибы выше деревьев»? (Деревья имеют карликовые формы, поднимаются над землей на 20—30 см, поэтому грибы очень хорошо видны и кажутся больше деревьев.)
— Почему растительность степей образует сплошной покров, а растительность полупустынь — разреженный? (В пустынях и полупустынях скудное увлажнение, и в сплошном покрове растениям не хватало бы влаги.)
— Каково значение растительного мира в природе? (Растения являются пищей для животных, они поставляют в атмосферу кислород, растения защищают почву от эрозии, растительный опад является источником образования перегноя почвы.)
— Какие приспособления имеют растения пустынь? (Длинные корни, листья заменены на колючки.)
III. Изучение нового материала
Животный мир по видовому составу богаче растительного. В России до 130 тыс. видов животных, а высших растений всего 18 тыс. видов. В животном мире наиболее многочисленны насекомые (90 тыс. видов). Состав и облик животного мира зависит от климата (температура, влажность), рельефа и геологической истории развития территории.
Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны пищевыми цепями с растениями. Каждое природное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных-хищников.
В сообществе тундры растительность из мхов, лишайников, кустарников является пищей для насекомых, птиц (гуси, утки, куропатки, кулики и др.), зайцев, северных оленей, леммингов, которые в свою очередь являются добычей хищников (полярные волки, песцы, полярные совы, соколы).
Животные приспособились к условиям обитания кочеванием в поисках пищи (северный олень), линькой (песцы, совы, куропатки). Птицы (гуси, утки, кулики и др.) весной прилетают в тундру, когда появляется множество насекомых, рыбы.
Богаче животный мир лесов, где много укрытий и разнообразие корма.
Животные в лесу распределяются по ярусам. Одни ведут наземный образ жизни — это грызуны, копытные (лоси, кабаны, олени) и хищники (лисы, медведи, волки). Птицы занимают верхний древесный ярус. На деревьях также обитают белки, колонки, соболи.
Некоторые животные меняют местоположение в ярусах: рысь может обитать и на земле, а охотится она. поджидая добычу на дереве; глухарь и рябчик гнезда строят на земле, а в поисках корма взлетают на деревья; куница охотится на земле, а селится в дуплах деревьев.
Некоторые животные обитают и в тайге, и в смешанных лесах (медведи, волки, лисы), а другие — только в тайге (клесты и кедровки, соболи и колонки).
Как приспособились животные к холодным снежным зимам? Некоторые впадают в спячку, набрав жир за лето и осень (бурый медведь). У лося длинные ноги, которые позволяют ему двигаться по глубокому снегу. Зимой мех животных становится гуще и теплее.
Если животным леса всегда есть, где укрыться, то животные степей обитают на открытых пространствах. Корма в степи достаточно, но надо успеть быстро заметить опасность и л ибо убежать, либо скрыться в норе. Быстро бегают сайгаки (копытные животные), дрофы (крупные нелетающие птицы степей).
Одному животному трудно заметить приближающегося хищника, поэтому обитают они стадами (сайгаки).
Множество в степях грызунов (мыши, суслики, сурки), на которых охотятся хищные птицы (степные орлы).
В пустыне преобладают пресмыкающиеся — это змеи, ящерицы, черепахи, которые довольствуются водой, поступающей с пищей. Некоторые впадают летом в спячку (суслик, черепаха). Днем змеи зарываются в песок.
IV. Закрепление нового материала
1. Географический диктант
— Главное в живой природе — ... (растительность).
— Видовой состав богаче у... (животных).
— Среди растений видовой состав богаче у... (трав).
— Среди животного мира преобладают... (насекомые).
— Искусственно привнесены в нашу флору и фауну... (ондатра, енот, норка).
— На разнообразие флоры и фауны влияют... (климат, почвы, рельеф, геологическая история территории).
— Закономерности в размещении видов растений и животных — ... (широтная зональность и высотная поясность).
2. Заполнение таблицы
Особенности животного мира России
Природная зона |
Приспособление животных к условиям обитания |
Типичные животные |
1. Тундры |
Покровительственная окраска, густой мех, откочевывание (олени), перелеты птиц |
Северный олень, песец, полярная сова, волк, лемминг, белая куропатка, гусь, утка, лебедь |
2. Леса |
Ярусное распределение, лазание по деревьям, спячка, линька, гнезда, норы |
Лось, олень, кабан, лисица, медведь, волк, белка, бурундук, глухарь, рябчик, кедровка, клест, соболь, колонок, косуля |
3. Степи |
Приспособления к недостатку укрытий (быстрый бег, норы, стада), запасы пищи на зиму |
Сайгак, суслик, сурок, хомяк, дрофа, стрепет, степной орел, пустельга, жаворонок |
4. Пустыни |
Приспособления к нехватке воды и высоким температурам (экономное расходование воды, спячка летом, норы) |
Джейран, кулан, сайгак, тушканчик, ящерицы и змеи. Коньки, зуйки, авдотка |
Домашнее задание
1. По Р.: § 26.
По Б.: § 18 (до конца).
2. Подготовить сообщение об Астраханском заповеднике.