География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Образование почв - ПОЧВЫ
Цель: познакомить с видами и образованием почв.
Оборудование: схема «Факторы почвообразования».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы узнаем, как образуется почва, какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы, почему почвы разнообразны, что такое механический состав и структура почвы, что такое почвенные горизонты.
Основателем науки почвоведение стал русский ученый В. В. Докучаев.
2. Сообщение учащегося о В. В. Докучаеве
3. Рассказ учителя
Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов. Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Образование почвы идет очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2 см (в степях).
Начало образования почвы — это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых поселяются микроорганизмы, первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.
На процесс почвообразования оказывают влияние другие факторы: климат, рельеф, деятельность человека и время. Нельзя говорить о почвообразовании, не учитывая фактора времени.
Климат влияет на скорость образования и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идет промыв, из нее вымывается органическое вещество. Такие почвы формируются в тайге. Гумуса в них мало. При недостаточном увлажнении ( k = 0,9—0,8) гумус накапливается, но есть опасность засоления почвы особенно при скудном увлажнении. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, и процесс почвообразования значительно замедляется.
Рельеф также оказывает влияние на процесс почвообразования. В горах разные температуры у подножия и на склонах, с высотой температура понижается, значит, скорость почвообразования замедляется с высотой. На южном и северном склонах разное количество тепла, поэтому почвы тоже будут отличаться.
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые в зависимости от процентного содержания частиц глины и песка (по Р.: рис. 62 на с. 136; по Б.: рис. 54 на с. 90).
Если в почве больше частиц глины, почва суглинистая и глинистая. Это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Легкие почвы — песчаные и супесчаные — легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Для этого нужно из увлажненной почвы скатать жгут и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва легкая — песчаная. Если в кольце образовались глубокие трещины, почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю, то почва суглинистая. А если трещин нет, почва глинистая.
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная (рыхлая) почва может быть плодородной.
Какова роль гумуса в образовании структуры почвы? Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций при
дает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.
Лучшая структура — зернистая с комочками размером в диаметре 1 —10 мм. Такую структуру имеют черноземы — почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородные.
Почвоведы изучают почвенные разрезы, на которых видны слои — горизонты (по Р.: рис. 61 на с. 134; по Б.: рис. 55 на с. 91). Горизонты почвы образуют почвенный профиль, который можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.
Почвенные горизонты
А0 — лесная подстилка.
А1 — гумусовый горизонт (чем он мощнее, тем плодороднее почва).
А2 — горизонт вымывания. Формируется при избыточном увлажнении в подзолистых почвах. Горизонт вымывания не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу, отсюда название почвы, где он выражен — подзолистые.
В— горизонт вмывания. В нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
С — материнская порода, из которой образовалась почва. В этом горизонте нет гумуса.
Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от климата, растительности, горных пород и возраста. Выраженную слоистость имеют старые почвы.
По почвенному профилю можно определить тип почвы. С типами почв мы познакомимся на следующем уроке.
III. Закрепление нового материала
— Что называют почвой?
— Назовите факторы почвообразования.
— Почему В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
— Как различаются почвы по механическому составу?
— Почему почва должна быть рыхлой?
— О чем говорит отсутствие в почве дождевых червей?
— Какая структура считается лучшей?
— Как можно по горизонтам почвенного профиля определить возраст почвы (старая или молодая)?
Домашнее задание
По Р.: § 22.
По Б.: § 15.
Дополнительный материал
Василий Васильевич Докучаев
Василий Васильевич Докучаев - великий русский ученый, основатель почвоведения. Его отец мечтал увидеть сына священником, поэтому Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Но проучившись в ней один месяц, решает поступить в Петербургский университет на геологическое отделение. Через четыре года он с отличием заканчивает его и начинает заниматься научно-исследовательской работой. Благодаря незаурядному таланту и огромной работоспособности он через восемь лет становится доцентом университета, а через двенадцать лет — профессором.
В 1876 г. Общество врачей и естествоиспытателей посылает его как географа для исследования черноземной зоны России, т. к. почва считалась горной породой, не изменяемой во времени. Докучаев за два года прошел более 10 000 км, составил карту черноземной полосы европейской части России.
В. В. Докучаев утверждал, что «почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Ученый установил не только, что такое почва, но и как и из чего она образуется. Докучаев доказал, что почвы располагаются не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом. Он выделил основные типы почв и дал им русские названия.
О дерново-подзолистых и подзолистых почвах ученый писал: «Они пылевидные в сухую погоду и тяжелые глины — в дожди. Эти почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна».
О самых плодородных почвах - черноземах - ученый писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России». «Царем почв» назвал В.В. Докучаев русский чернозем.
О серых и бурых почвах, солонцах (почвы полупустынь и пустынь) В. В. Докучаев писал: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломаного гроша, как только удается ее оросить, стоит баснословные деньги. Она дает прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса».
Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, ее можно убить. Более ста лет назад ученый увидел отрицательное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:
1) использование земли под возделывание одних и тех же культур;
2) снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учета свойств почвы;
3) нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием;
4) сведение лесов;
5) распашка берегов рек.
В. В. Докучаев разработал и внедрил методы защиты почв:
1) насаждение лесополос в степи;
2) укрепление оврагов, посадки лесов;
3) устройство прудов, плотин;
4) регулирование стока рек;
5) снегозадержание;
6) расчистка ключей и колодцев.
За 30 лет научной деятельности Василий Васильевич Докучаев сумел создать новую науку — почвоведение, которая дала толчок развитию ряда наук: экологии, биогеоценологии, геохимии.