География России - Природа 8 класс
КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ - ВВЕДЕНИЕ
Задачи: познакомить учащихся с географическими исследованиями и открытиями на территории России; научить характеризовать этапы освоения территории России.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте часовых поясов».
Возможные варианты проверки:
1. Письменная проверочная работа.
Вариант 1
1) Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.
2) Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?
3) Что такое декретное время? С какой целью оно введено?
Ответы:
1) 18 часов.
2) В VI часовом поясе.
Вариант 2
1) Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.
2) Город JI. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?
3) Что такое местное время?
Ответы:
1) 22 часа.
2) В VIII часовом поясе.
Вариант 3
1) Определите поясное время Владивостока, если в Петропавловске-Камчатском полночь.
2) Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город J1., если разница во времени между ними 3 часа?
3) Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учитывается?
Ответы:
1) 22 часа.
2) Во II или в VIII часовых поясах.
2. Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний предыдущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.
II. Получение новых знаний.
1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учителем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:
Этап |
Освоенная территория |
Известные географические объекты |
XI-XV вв. |
Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север - от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье |
Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда |
XV-XVI вв. |
Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Мангазеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь |
Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь. Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген |
Конец XVI - начало XVII в. |
Экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побережье моря Лаптевых, озеро Байкал, остров Ольхой на Байкале, основание Иркутска. Экспедиция И. Москвитина: тихоокеанское побережье Азии, Охотское море, бассейн Лены, Амур. Экспедиция С. Дежнева: от устья Колымы через Берингов пролив в Тихий океан |
Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск. Охотское море, Лена, Амур |
Середина XVII-XV вв . |
Экспедиция В. Атласова: Камчатка. Первая и Вторая Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга: открытие пролива между Азией и Америкой, исследовано побережье Камчатки, Командорские острова. Великая Северная экспедиция: материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы. Арктические экспедиции: Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска |
Камчатка. Командорские острова, Берингов пролив. Море Лаптевых, полуострова Таймыр, Ямал. Новосибирские острова, Новая Земля, Алеутские острова, Аляска |
XIX-XX вв. |
Экспедиция Н. Пржевальского: Уссурийский край. Арктические экспедиции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института и др. |
Остров Жохова, Северная Земля: острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Института и др. |
При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них интерес к истории географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся, подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).
III. Закрепление материала.
Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:
1) Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?
2) По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?
3) По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?
4) Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?
5) Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.
6) Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.
7) Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII- XIX вв?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII - начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.