УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ» - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ» - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: обобщить знания и умения, полученные в процессе изучения раздела «Особенности природы и природные ресурсы России».

Ход урока

Этот урок можно провести в форме игры «Счастливый случай». Для этого формируются две или более команды (по 5-6 человек), остальные - болельщики. Игра проходит в пять геймов, названия которых написаны на табличках.

Гейм I. Разминка

Каждой команде дается по 12 заданий и вопросов. Время ответов ограничено: 2 мин.

Задания и вопросы команде А.

Назовите:

1. Крайнюю северную точку России.

2. Самое большое море России.

3. Незамерзающий порт за полярным кругом.

4. Равнину между Уральскими горами и Среднесибирским плоскогорьем.

5. Самую высокую вершину Кавказа.

6. Границу между двумя воздушными массами.

7. Верхний плодородный слой земли.

8. Крупнейшую реку Русской равнины.

9. По какому времени мы сейчас живем?

10. В каком часовом поясе расположена ваша область?

11. Как называется вихревое движение воздуха против часовой стрелки?

12. Как называется многолетний режим погоды.

Задания и вопросы команде Б.

Назовите:

1) Крайнюю восточную точку России.

2) Самое холодное море Тихого океана.

3) Время на каждом меридиане.

4) Самые высокие горы России.

5) Самую большую равнину России.

6) Вихревое движение воздуха по часовой стрелке.

7) Самые плодородные почвы.

8) Природную зона на побережье Северного Ледовитого океана.

9) Все неровности земной поверхности.

10) Море, омывающее Россию с запада.

11) Компоненты природы, используемые человеком в различных целях.

12) Как называется излучение солнцем тепла и света.


Гейм II. Заморочки из бочки

Участники команд достают из бочонка шарики лото. Помощник читает на каждый номер свою загадку.

1. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.

(Урал.)

2. Географию со мною изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной -

И найдешь меня в буфете.

(Атлас - салат.)

3. К названию животных

Приставь одну из мер –

Получишь полноводную реку в СССР.

(Волга.)

4. Первый слог мой - нота,

Буква - слог второй,

Целое - широко разлилось рекой.

(Дон.)

5. Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени –

Стану спутником Земли.

(Лена - Луна.)

6. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой,

Но если «Л» на «Н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Енисей - Елисей.)

7. Я не груша и не слива,

А другой душистый плод.

Пожелаю стать заливом –

Это вмиг произойдет.

Нужно только и всего

«А» поставить вместо «О».

(Лимон - лиман.)

8. Мой первый слог - в линейках нотных,

Два остальных - ищите у животных,

А целое соединит всегда

Деревни, села, города.

(Дорога.)


Гейм III. Тёмная лошадка

В качестве тёмной лошадки приглашается ученик, - участник олимпиад и конкурсов по географии.

1. Для большинства из нас имя Д. И. Менделеева ассоциируется с таблицей химических элементов. В чем он проявил себя как географ. Каким вопросам географии посвятил свои труды?

(Его перу принадлежат фундаментальные труды, посвященные вопросам экономического развития России, с детальным порайонным анализом статистических данных; конкретные рекомендации по развитию сельского хозяйства, лесоводства, отдельных отраслей промышленности, по освоению природных богатств России, упрочению ее положения в международном разделении труда. Особое место занимают работы в области народонаселения, демографии, статистики.)

2. Каковы причины сильной заболоченности Западной Сибири?

3. Для чего необходим научный прогноз при поиске и добыче полезных ископаемых?


Гейм IV. Ты мне - я тебе

Команды задают друг другу по 2 заранее подготовленных вопроса.


Гейм V. Гонка за лидером

Задания для команды А.

Назовите:

1) Море, глубоко вдающееся в сушу и сообщающееся с океаном проливами.

2) Бассейн, к которому относится Берингово море.

3) Время в пределах одного часового пояса.

4) Руководителя Камчатских экспедиций.

5) Науку о вымерших организмах.

6) Малоподвижный участок земной коры.

7) Высоту плоскогорья.

8) Скопление полезных ископаемых.

9) Обломки горных пород, переносимые ледником.

10) Толчки и колебания земной поверхности.

11) Снежный обвал в горах.

12) Перемещение воздушных масс

13) Коэффициент недостаточного увлажнения.

14) Наибольшая в году водность реки.

15) Наибольшая по площади природная зона.

Задания для команды Б.

Назовите:

1) Крайнюю островную восточную точку.

2) Меридиан, по которому проведена линия перемены дат.

3) Руководителя экспедиции, которая прошла от устья Колымы через Берингов пролив в Тихий океан.

4) Науку, изучающую строение земной коры.

5) Древнейшую эру.

6) Подвижный участок земной коры.

7) Горы между Русской и Западно-Сибирской равнинами.

8) Топливные полезные ископаемые.

9) Рельеф, созданный подземными водами.

10) Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек.

11) Соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью.

12) Длительную сухую погоду при повышенной температуре воздуха с отсутствием атмосферных осадков.

13) Время самого низкого уровня воды в реке.

14) Воды верхних горизонтов земной коры.

15) Почвы лесов.


Подведение итогов. Награждение команд.






Для любых предложений по сайту: [email protected]