География России - Природа 8 класс
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ - ВВЕДЕНИЕ
Задачи: сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России; показать влияние географического положения на природу и расселение населения; обучать умениям характеризовать географическое положение России; закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте и протяженность страны в градусах и км, пользуясь картографической сеткой.
Ход урока
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Приступая к изучению темы урока, учитель напоминает, что понятие «географическое положение» уже известно школьникам и они знают, как географическое положение влияет на природные условия материков, природных зон, государства. Чтобы вспомнить эти знания, учитель предлагает ответить на вопросы:
1. Что входит в характеристику географического положения территории?
2. Почему изучение любой территории - материка, страны - начинается со знакомства с географическим положением?
Уточнив ответы, учитель предлагает школьникам записать в тетради понятие «географическое положение» и план географического положения России. Этот план можно будет затем использовать при характеристике географического положения отдельных регионов страны.
Географическое положение — это положение какого-либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.
План характеристики географического положения России:
1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.
2. Крайние точки и их географические координаты.
3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
4. Размеры территории России.
5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.
6. Сухопутные границы. Соседние государства.
7. Морские границы. Соседние государства.
8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.
II. Получение новых знаний.
1. Физико-географическое положение России характеризуется в процессе диалога и выполнения практической работы № 1 (с. 6, 34-35 в рабочей тетради).
А) Россия располагается на территории Евразии в северном и восточном полушариях, лишь Чукотский полуостров находится в западном полушарии.
Б) Крайние точки и их координаты:
• северная островная - мыс Флигели (81°49' с. ш.) на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа;
• северная материковая - мыс Челюскин (77°43' с. ш.) на полуострове Таймыр;
Мыс Челюскин открыт в 1742 году участником Великой Северной экспедиции штурманом С. И. Челюскиным и назван им Северо-Восточным. В 1843 году мыс получил имя своего первооткрывателя.
• южная - гора Базардюзю (41°11' с. ш.) в республике Дагестан;
• западная - коса Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда;
«В Калининградской области, на прибрежной косе, находится западная оконечность России. За косой раскинулось Балтийское море, часть Атлантики, почти всегда серое под пасмурным небом и тускло-синее, когда разойдутся облака.
...С шипением киль катера врезался в береговую отмель. Мы выпрыгнули и под скрипучие крики чаек, чуть не по колена увязая в песке, стали карабкаться на крутую дюну. Высились голые горы песка, как барханы в Каракумах, с полосатой рябью, с редкими пучками песчаного овса, с мелкими птичьими следами. Но чаще холмы покрыты лесом. Дюны двигались, погребая жильё; теперь их почти все закрепили.
...Выбираюсь на гребень дюны. Они здесь самые высокие в Европе. Песок очень мелкий, в нём видны золотые крупицы, наверное, янтарь.
С гребня открывается вид с одной стороны на бескрайнее море с белой шумящей полосой прибоя, с другой - на спокойный замкнутый залив. Узкая зеленая лента косы тянется на десятки километров.
На косе крепко стоит полосатый красно-зелёный столб. Он отмечает самую западную точку нашей Родины».
(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7 - 10.);
• восточная материковая - мыс Дежнева (169°40' з.д.) на Чукотском полуострове;
Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В XVII- XVIIIвв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.
«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии, я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается огромный материк, имя которому - Евразия.
Картина этой восточной оконечности Азии была до того угрюма и величественна и производила такое впечатление, что хотелось как можно больше увидеть и запомнить, чтобы впоследствии об этом рассказать. Мыс Дежнёва представляет собой совершенно обнаженную скалу разных горных пород, отвесно громоздящихся из воды прихотливо-разнообразными грядами. Вершины этих скал, изрезанные зубцами всевозможных форм, были прикрыты гигантским одеялом тумана, над которым быстро неслись черные шквальные тучи, гонимые воздушными потоками в разные стороны».
(Першин А. А. Мыс Дежнёва. История памятника.);
• восточная островная - на острове Ратманова (170° з. д.) в Беринговом проливе;
В 1816 году лейтенант О. Е. Коцебу открыл (как позже выяснилось, ошибочно) остров в Беринговом проливе и назвал его в честь капитан-лейтенанта М. И. Ратманова, вместе с которым он в 1803 - 1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном плавании. Когда стало ясно, что острова нет, название было перенесено на один из трех островов Диомида.
«...Вот уже который час наше судно настойчиво режет голубую толщу Берингова пролива. Вода здесь купоросного цвета. Ледяная, прозрачная. Над водой неусыпный гомон птиц.
...Мы держим путь на остров Ратманова. На востоке это последний кусочек суши, принадлежащий нашей стране. За ним остров Крузенштерна. Но это уже не наш остров - он принадлежит Соединенным Штатам Америки. Между островами пролегает меридиан, от которого принято отсчитывать время наступающего дня.
Обогнув остров Ратманова с севера, мы оказываемся между островами Диомида. В проливе неспокойно. Бутылочно-стеклянные волны бросают наше судно из стороны в сторону. ...Идем с севера на юг. Далеко у горизонта сиреневый берег материка. Справа каменной глыбой, грозной и торжественной, возвышаются берега острова Ратманова. Метров на четыреста вздымают они ровное плато, почти отвесным камнепадом спускаясь к беспокойной воде. Берега фантастически красивы. Осеннее солнце, хрустальная чистота воды и такая же голубизна неба врезают остров в прозрачную раму, отчего он кажется ещё более выпуклым и торжественным.
Слева от нас американский берег. Остров виден четко, как на ладони. Такие же отвесные берега, каменные осыпи и белый прибой у их подножия. ...В ныряющем окуляре бинокля американское селение Елики. Это небольшой поселок, где живет человек пятьдесят эскимосов и несколько американцев».
(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7 - 10.)
Учащиеся наносят крайние точки на контурную карту (задание 2 на с. 34-35 в рабочей тетради) и самостоятельно определяют их координаты. Учитель может использовать дополнительный материал при наличии свободного времени и сформированных навыков работы с контурной картой у школьников.
В) Затем учащиеся самостоятельно определяют протяженность России в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
Протяженность материковой части России по меридиану 100° в. д. составляет 28°, или 3108 км.
Протяженность России с запада на восток по Северному полярному кругу составляет 160°, или 7120 км.
Результаты записываются на контурной карте (задание 3 на с. 34 - 35 в рабочей тетради).
Г) Россия - крупнейшее государство мира. Она занимает площадь, равную 17,1 млн. кв. км.
В процессе диалога анализируются данные таблицы «Площади отдельных материков и крупнейших стран мира», приведенной на с. 7 учебника. Школьники делают вывод о том, какие материки и страны Россия превосходит по площади (Антарктида, Австралия и Океания, Канада, США, Китай, Бразилия).
«В Европе есть только одна страна, где можно понять по- настоящему, что такое пространство, - это Россия», - писал Гайдо Газданов.
Д) Почти вся страна находится к северу от 50° с. ш., поэтому большие территории заняты зонами лесов (преобладает тайга), лесотундры и тундры.
Е) Учитель дает определение понятия «государственная граница», ученики записывают его в тетрадь.
Государственная граница - это линия, определяющая пределы государственной территории.
Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная и южная границы преимущественно сухопутные, а северная и восточная - морские.
Пользуясь картой атласа «Географическое положение России» (с. 2-3), школьники самостоятельно выполняют задание 1 на с. 34-35 в рабочей тетради (наносят границы России, определяют соседей и надписывают их названия). Учитель обращает внимание учащихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеет морские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия «территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.
Территориальные воды - это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав. Ширина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).
2. Учитель объясняет, как влияет географическое положение на особенности природы, хозяйства и жизни населения.
Россия - самое большое по площади государство. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Многие черты природы России связаны с её северным положением. Более половины территории страны (64,3 %) располагается к северу от шестидесятой параллели. На такой же широте в Европе находится лишь Финляндия, Исландия, большая часть Швеции и почти вся Норвегия. Но в отличие от России эти страны интенсивно обогреваются теплыми водами и воздушными струями Атлантики и потому имеют относительно мягкий климат. Россия же характеризуется суровостью климата: низкими температурами зимы и её продолжительностью, меньшим количеством осадков, большими годовыми амплитудами температур. За исключением некоторых небольших регионов Предкавказья и Северного Кавказа, вся Россия - холодная северная страна. Это непосредственно сказывается на всех сферах хозяйственной деятельности и повседневной жизни людей. Огромные средства тратятся на борьбу с холодом. За длинную суровую зиму на эти цели расходуется огромное количество энергоресурсов. Так, в Москве за отопительный сезон на одного жителя расходуется около 3 т угля (в единицах измерения условного топлива), в Норильске - 7 т. Лишь на 40 % территории нашей страны люди могут строить города и поселки без специальных дорогостоящих мер защиты от неблагоприятного воздействия суровой природной среды. Большие расходы на отопление, строительство, одежду, питание удорожают жизнь россиян.
Особенно пагубно сказывается суровость климата на сельском хозяйстве. В холодной стране необходимо иметь в рационе питания повышенное содержание белков животного происхождения. Но интенсивное животноводство в России затруднено из-за нехватки более ценных кормовых культур - кукурузы и сои: они могут вызревать у нас лишь на ограниченных территориях. Около 45 % всех земледельческих угодий находится в условиях недостаточного увлажнения. Совершенно обоснованно большинство земледельческих угодий России относят к зоне рискованного земледелия.
Холодные пространства России на огромном протяжении омываются холодными и прохладными морями. На морях Северного Ледовитого океана плавучие льды держатся в течение всего года. В наиболее суровые зимы у берегов России замерзают почти все моря, даже находящиеся у её южных границ. Помимо льдов осенью и зимой судоходству мешают густые холодные туманы. Всё это затрудняет работу портов России, требует дополнительных затрат и специальных мер по обеспечению их нормального функционирования.
В целом влияние основных природных особенностей России на жизнь и хозяйственную деятельность её населения носит противоречивый характер. Северное положение страны, холодные замерзающие моря, омывающие её, многолетняя мерзлота резко ухудшают экологические качества природной среды, осложняют все виды производственной деятельности, снижают жизненный уровень людей. В то же время обширные пространства России с хорошо сохранившимися естественными природными комплексами представляют огромную ценность в качестве экологического потенциала страны.
III. Закрепление материала.
С целью закрепления полученного материала учащиеся отвечают на следующие вопросы и выполняют задания:
1. Измерьте расстояния в градусах и км вдоль 70-го меридиана и 60-й параллели.
2. Определите кратчайшее расстояние между Москвой и Владивостоком.
3. Вычислите, во сколько раз территория России больше территории Франции - самого большого государства Европы (площадь Франции - 545 тыс. кв. км).
4. Определите пограничные объекты по их координатам: а) 43° с. ш. 146° в. д.; б) 54° с. ш. 170° в. д.
5. Имеется ли у России и Индии общая граница?
6. Каким образом изменилась бы природа России, если бы её территорию пересекал экватор?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 1, закончить практическую работу № 1 (задание 2 на с. 6 в рабочей тетради).