География 7 класс - Поурочные планы
Карты материков и океанов
Цели урока: определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные группы карт и их свойства; объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания; показать значение картографического метода исследования; формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам; описывать способы изображения, применяемые на картах.
Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа, схема «Копилка знаний».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?
- Назовите имя ученого, который дал название науке географии.
- Кто автор первого глобуса?
- Какой материк открыли позже всех?
- Кто открыл Тихий океан?
- Кто впервые разделил круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа?
- Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?
- Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?
- Кто и когда открыл Новый Свет?
- Кто из ученых первым пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара?
III. Изучение нового материала.
1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.
Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».
2. Работа с учебником. Используя первый абзац § 3, составить план ответа на вопрос: «Роль карты в жизни человека».
Анализ рисунка 7 на с. 18.
3. Работа с атласом.
1) Составление плана работы с любой картой.
План характеристики карты
План записывается в тетради и на доске.
1. Прочитай название карты.
2. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
3. При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.
2) Характеристика карт атласа.
- Физическая карта мира.
- Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.
В копилку знаний о Земле. Задание. Укажите карандашом в карте атласа «Физическая карта мира» все природные объекты из схемы.
• Самый большой материк Земли - Евразия.
• Самый маленький материк - Австралия.
• Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).
• Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.
• Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.
• Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.
• Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.
• Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.
• Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.
• Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.
• Самый холодный материк - Антарктида.
• Самый жаркий материк - Африка.
IV. Деление карт на группы
V. Домашнее задание: § 3, с. 20, задание 4 к § 3; подготовить сообщения «Гипотезы возникновения Земли»